Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ ПО УСКОРЕННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Онищенко Н.А.
Всевозможные «МММ», «Хопры», «Алисы» и прочие творения первоначального накопления капитала в России в свое время не только нанесли колоссальный урон экономике и кошелькам граждан, но и сформировали у молодежи отношение к труду инженера на производстве, как к чему-то ненужному и бесперспективному. Отражением этих настроений был ажиотажно высокие конкурсы в девяностых годах на экономические и юридические специальности и резкое падение спроса на специальности инженерные. Подготовка по этим специальностям не очень затратна и поэтому была быстро развернута по всем видам подготовки как в стенах Петрозаводского университета, так и в филиалах иногородних ВУЗов и средних специальных учебных заведениях. Справедливости ради надо признать, что толковых юристов и экономистов как в России в целом, так и в Карелии в частности, действительно катастрофически не хватало.

Обучение на инженерных специальностях требует развитой материально-технической базы и поэтому очень дорого. К чести руководства Петрозаводского университета и Республики Карелия они не поддались соблазну свернуть подготовку по, казалось, неперспективным инженерным специальностям и сохранило созданную ранее учебную базу технических факультетов.

В последние годы наметилось некоторое оживление во многих отраслях экономики, что потребовало привлечения специалистов с высшим инженерным образованием. Инженеры в настоящее время не испытывают особых трудностей с трудоустройством. Наметился рост и оплаты их труда. Все это повысило престижность технических специальностей. Что отразилось в необычно высоких конкурсах при поступлении в ВУЗы Карелии (табл. 1).

Конкурс на такие специальности, как «Механизация сельского хозяйства», «Промышленное и гражданское строительство» в последние несколько лет неуклонно рос и сейчас превысил 6 - 7 человек на место. Опираясь на имеющуюся материальную базу, Петрозаводский университет развернул подготовку по таким остродефицитным для Карелии специальностям как «Энергообеспечение предприятий», «Водоснабжение и водоотведение». «Автомобильные дороги и аэродромы» где конкурс особенно высок.

Одним из главных критериев востребованности той или иной специальности является согласие или несогласие людей платить из своего бюджета за обучение. В связи с ростом престижности инженерного образования появляется тенденция к повышению его у выпускников средних технических учебных заведений (техникумов и колледжей) специального образования.

Таблица 1. Конкурс при поступлении на некоторые специальности в Петрозаводский государственный университет (человек на место)

Специальности

Годы

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

История

3

2,5

1,8

2,8

3,4

3,2

3,2

Русский язык и литература

2,7

4

2,3

2,3

2,4

2,5

3,1

Физика

2,3

2,1

2,3

2

2,5

2,5

4,8

Математика

3,5

3,2

3,3

3,3

3,9

4,4

9,4

Биология

2,7

3,7

3,6

4

4,9

3,4

4,2

Лечебное дело

3,4

3,4

4,6

4,2

4

3,9

3,4

Юриспруденция

5

7,3

7

7,7

7,2

5,6

7,2

Прикладная математика и информатика

4,4

6,5

6,1

7

7,9

7

4

Финансы и кредит

4,8

6

6

6,6

6,3

6,3

5,9

Бухгалтерский учет и аудит

4,9

4,6

5,1

6,7

5,4

6,2

6,6

Менеджмент

4,4

5

4,7

5,5

5,2

6,6

7,2

Механизация сельского хозяйства

3,6

3,5

4,6

4,3

6,5

7,4

7,9

Промышленное и гражданское строительство

3,7

4

3,8

4

4,7

6,3

7,2

Водоснабжение и водоотведение

4,5

5,2

3,8

5

5

9,2

7,6

Машины и оборудование лесного комплекса

3,2

3,4

3,6

4,2

5,4

5,4

4,2

Лесоинженерное дело

3,7

4,2

4,7

4,4

4,9

4,8

4,5

Энергообеспечение предприятий

0

0

6,4

11,3

12,1

4,3

10,8

Автомобильные дороги и аэродромы

0

0

5,6

7,1

0

5,8

8,1

В целом по университету

3

3,8

4

4,4

4,8

4,8

 

Оказалось, что более высокое образование обеспечивает его обладателю не только более высокий социальный статус, но и большее благосостояние. За это многие готовы платить, несмотря на не очень большие семейные доходы.

Ярким примером этого может служить открытие на специальности «Механизация сельского хозяйства» сельскохозяйственного факультета ПетрГУ обучения инженеров-механиков по специализации «Эксплуатация и сервисное обслуживание автотранспортных средств» на базе среднего Подобные группы созданы на лесоиженерном факультете на специальности «Машины и оборудование Лесного комплекса» и на физическом факультете на специальности «Автоматизированные системы обработки информации». Базовыми средними учебными заведениями для формирования этих групп послужили Петрозаводский автотранспортный техникум, Лесотехнический техникум, Железнодорожный колледж и Петрозаводское речное училище. Из-за того, что многие предметы, изучаемые в университете, перекликались с предметами, изучаемыми в техникумах, срок обучения удалось сократить с 5 до 3,5 лет.

Следует отметить, что несмотря на возрастающую год от года плату за обучение, желающих поступать на эту форму учебы с каждым годом увеличивается и, в ряде случаев, число зачисленных на эту форму обучения превышает число студентов, зачисленных на обычное обучение на бюджетной основе (табл. 2). Сейчас число принятых студентов на сокращенную (ускоренную) форму обучения по инженерным специальностям зачастую ограничивается не числом заявлений, а физическими возможностями факультетов обеспечить качественную подготовку студентов.

Обучение студентов инженерных специальностей по сокращенной форме обучения выгодна всем:

- студентам - сокращается срок обучения (а следовательно, и затраты из семейного бюджета) за счет зачета ряда дисциплин, изучаемых в техникумах;

- ВУЗу - привлекаются внебюджетные средства и более интенсивно используется материальная база специальностей;

- преподавателям ВУЗов - дополнительный заработок;

- бизнесу - повышается квалификация привлекаемых специалистов без дополнительных затрат со стороны предприятий;

- региону - без дополнительных вложений со стороны региональных бюджетов повышается образовательный уровень значительной части молодежи и, при этом, деньги, потраченные на обучение, остаются в регионе и, так или иначе, пополняют сам региональный бюджет.

Таблица 2. Численность студентов, принятых на сокращенную (ускоренную) дневную форму обучения в Петрозаводский госуниверситет

Специальность

Годы

2001

2002

2003

2004

Механизация сельского хозяйства

62/55*

106/54

83/59

102/59

Машины и оборудование лесного комплекса

66/68

-/85

67/80

79/67

Автоматизированные системы обработки информации

-/47

16/48

32/37

14/51

Юриспруденция

40/81

14/56

9/51

25/51

Филология

-/181

-/164

-/181

13/146

* / - дневная форма обучения-

Следует отметить, что обучение на дневной сокращенной форме обучения на имеющихся инженерных специальностях не покрывает всего спроса на повышение образовательного уровня выпускников техникумов и колледжей. Многие из них сразу приступают к работе, в тоже время, имея желание продолжить учебу. Удовлетворение этого спроса, в какой-то мере, осуществляется за счет ускоренного заочного обучения. В последние годы эта форма обучения становится все более популярной. Заочные учебные группы обучающихся на инженерных специальностях существуют как на факультетах ПетрГУ(Табл. 3), так и в системе Карельского регионального института управления, экономики и права при Правительстве Республики Карелия (КРИУЭП) (Табл. 4). При этом в обоих случаях используется материальная база ПетрГУ. В КРИУЭП эта подготовка началась относительно недавно, но потребность в ней явная, так как число слушателей этих групп растет.

Таблица 3. Численность студентов ПетрГУ, обучающихся по сокращенной (ускоренной) заочной форме обучения

Специальность

Годы

2001

2002

2003

2004

История

 

 

 

5

Юриспруденция

59

 

 

32

Международные отношения

 

 

 

6

Финансы и кредит

 

 

 

27

Бухгалтерский учет

 

 

 

55

Менеджмент организации

 

 

 

35

Открытые горные работы

 

 

20

8

Энергообеспечение предприятий

 

 

 

21

Машины и оборудование лесного комплекса

55

66

49

36

Автоматизированные системы обработки информации

 

24

22

17

Информационные системы и технологии

 

24

22

15

Социальная работа

13

 

 

 

Таким образом, можно утверждать, что сложившаяся система подготовки инженерных кадров в Карелии создана и развивается без привлечения больших дополнительных средств региональных бюджетов и играет положительную роль в развитии экономики республики.

Таблица 4. Прием в КРИУЭП

Специальность

2000

2001

2002

2003

2004

Автомобильные дороги и аэродромы *

14

35

27

34

60

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

129

81

266

178

144

Лесное хозяйство *

_

26

36

34

60

Менеджмент организации

76

87

197

159

100

Финансы и кредит

_

45

136

143

88

Энергообеспечение предприятий *

30

26

84

116

90

Юриспруденция

43

30

109

84

112

Водоснабжение и водоотведение *

0

0

0

19

19

Механизация сельского хозяйства *

0

0

0

26

24

Всего:

278/44*

330/87

855/147

799/229

697/274

* / -в том числе инженерные специальности

Рассматривая систему подготовки инженерных кадров в Карелии нельзя не отметить, что, несмотря на динамичное развитие, она уже сейчас сталкивается, а в ближайшее время будет еще более сталкиваться с проблемами, как частного, так и системного характера.

К частным проблемам можно отнести несоответствия всего спектра технических специальностей, по которым ведется подготовка в техникумах и колледжах, инженерным специальностям, по которым ведется обучение в ВУЗах региона. Это несоответствие приводит к тому, что часть выпускников средних специальных учреждений, желающих продолжить учебу в ВУЗе, либо поступают на учебу в другой регион (унося с собой плату за обучение, которая могла бы пополнить, в конце концов, бюджет Карелии), либо вообще отказываются от учебы.

Эта проблема может быть частично разрешена путем открытия новых специальностей в ВУЗах Карелии, но при этом потребуются дополнительные вложения на формирование учебной базы и привлечения специалистов. При наличии средств и желания она может быть решена, в том числе и за счет перепрофилирования уже существующих специальностей.

Второй и более серьезной проблемой является приближение так называемой «демографической ямы» когда резко упадет число выпускников школ. Вузам придется экономить на всех и вся при этом, лишившись такого важного подспорья, как внебюджетные средства, полученные за сверхплановый прием. Большим соблазном будет пойти по пути ликвидации наиболее затратных специальностей, которыми и являются инженерные специальности. Опасность состоит в том, что приостановка подготовки на несколько лет неизбежно ведет к ликвидации учебной базы и потере преподавательского состава. Восстановление утраченного в результате такой «экономии» потребует очень больших средств и усилий в последствии, когда потребность в кадрах еще более возрастет.

Еще одна проблема - это отношения между ВУЗами и бизнесом. До последнего времени предприниматели предпочитали получать уже готовых специалистов, обученных за государственный счет. За это их трудно осуждать (бизнес есть бизнес, и если можно сэкономить за чужой счет, то это надо сделать). Из опыта проведения «распределения» выпускников специальности «Механизация сельского хозяйства» видно, что большинство из них не желает работать в сельском хозяйстве, так как они уже имеют предложения о принятии на работу от других структур (в том числе и коммерческих). Их готовы принять на работу, как только они получат диплом. Такая же картина и на других инженерных специальностях.

 В этом случае государство несет все бремя подготовки специалистов, а предприятия получают все выгоды, принимая их на работу и не неся никаких затрат по их обучению. Следует оговориться, что подготовка по укоренной форме происходит, как правило, на коммерческой основе и затраты на обучение несет сам обучающийся. Однако это положение не может длиться вечно. В конце концов, государство скорректирует план подготовки специалистов за счет госзаказа, исходя из своих собственных интересов. Многие специальности при этом могут быть значительно сокращены, что вызовет нехватку кадров на многих предприятиях. Подготовка этих кадров за пределами региона будет крайне дорога, так как оставшиеся ВУЗы (в основном - центральные), пользуясь своим монопольным положением, неизбежно повысят стоимость обучения.

С дугой стороны, бизнес несет большое бремя налогов и справе рассчитывать, что часть из них будет потрачена на обучение его работников. Нужно, чтобы при формировании заказа на подготовку специалистов учитывались все интересы. Это невозможно сделать из Москвы, не учитывая мнение региональных органов власти, бизнеса и ВУЗов. Но это мнение нужно сформировать самим регионам. По крайней мере, есть повод для обсуждения проблем подготовки специалистов всеми заинтересованными сторонами.

Сложившаяся в Карелии система подготовки инженерных кадров в настоящее время обеспечивает потребность предприятий Республики в основных специальностях. Она должна быть сохранена и усовершенствована исходя из требований экономики региона.


Библиографическая ссылка

Онищенко Н.А. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ ПО УСКОРЕННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 24-27;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23623 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674