На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм адаптации можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку реализовываться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика - это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что способствует развитию творческого потенциала личности будущего инженера.
Творчеству нельзя научить - необходимо развивать творческий потенциал будущего специалиста в условиях образовательных процессов нового типа [1]. Творческий потенциал - это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала - это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей [2].
В сфере педагогической эвристики существует чрезвычайно важная проблема, вызывающая острые дискуссии. Речь идёт о соотношении между нормативно заданным и творчески созидаемым в ходе учебной деятельности. Сторонники традиционного обучения недооценивают возможности эвристических форм учебной работы, направленных на стимулирование активности личности и развитие способностей студента и позволяющих решать учебные проблемы, рассматривая их под необычным углом зрения. Актуальность заключается в том, что все средства и методы, используемые в учебно-воспитательном процессе, должны быть направлены на то, чтобы каждый студент, независимо от степени одарённости, смог научиться самостоятельно находить пути творческого решения профессиональной задачи. Главной целью является стимулирование и поощрение всех творческих проявлений личности студента, всемерная помощь и поддержка первых самостоятельных авторских решений.
Одной из дисциплин обладающей творческим потенциалом является материаловедение. Материаловедение - это наука, изучающая зависимость между составом, строением и свойствами металлов и сплавов и закономерности их изменения под воздействием внешних факторов: тепловых, химических, механических, электромагнитных и радиоактивных.
Современное машиностроение характеризуют непрерывно растущая энергонапряженность, а также тяжелые условия эксплуатации машин (высокий вакуум, низкие или высокие температуры, агрессивные среды, высокая радиация и др.). Такие условия работы машин предъявляют к материалам особые требования. Для удовлетворения этих требований создано много сплавов на основе различных металлов. В современной технике широко применяют стали, обеспечивающие высокую конструктивную прочность, и сплавы, которые остаются прочными при высоких температурах, вязкими при температурах, близких к абсолютному нулю, обладающие высокой коррозионной стойкостью в агрессивных средах или другими физико - химическими свойствами.
В процессе изучения данного предмета студент овладевает знаниями о назначении и применении различных видов сплавов, их физико-механических свойствах и т.д. В самом содержании предмета материаловедение отражены его эвристичность и возможность активного использования эвристических методов обучения студентов.
Через вовлечение студентов в эвристическую деятельность на занятиях по материаловедению можно показать пути творческого преобразования какого-либо материала. Важное место в данном процессе занимает совместная деятельность преподавателя и студента, их совместный поиск. Каждое занятие приобретает черты уникальности, неповторимости, нестандартности, импровизационности, творения, т.к. в результате всех целенаправленных усилий студента и педагога рождается продукт, который несёт в себе черты личного опыта конкретного студента, его видения решения проблемы. С другой стороны, эти виды эвристической деятельности на данном занятии предполагают не только наличие определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов деятельности), но и определенного уровня развития творческого потенциала, а главное - способствуют преодолению существенного противоречия современного образования - между креативностью и технологичностью. В результате систематической и целенаправленной работы у студента формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального, актуализируется его творческий потенциал. Не менее удивительный эффект от совместной учебно-эвристической деятельности прослеживается не только в отношении студента, но и в отношении педагога, который растёт вместе со своим учеником, т.к. увлечённость творческим процессом в результате выводит на вовлеченность в этот процесс.
Таким образом, содержательные и методические аспекты преподавания материаловедения позволяет активизировать творческий потенциал студента, более качественно подготовить его к будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кузнецов В., Клыгина Е., Федосова Т., Горбачев А. Учебник в постиндустриальную эпоху // Высшее образование в России. - 2004.-№9
- Михеева Е.Н. Развитие творческого потенциала личности средствами музыкального образования. http://www.cultura.spb.ru/
Библиографическая ссылка
Мартыновская С.Н. О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 22-23;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23621 (дата обращения: 21.11.2024).