1
Захлебный А.Н.
Дзятковская Е.Н.
Рефлексия задач, поставленных перед школьным экологическим образованием концепцией модернизации образования и идеалами устойчивого развития, показывает, что решать их в условиях жесткой детерминированности федерального компонента содержания общего образования очень сложно. Поэтому важно изучать возможности других составляющих базисного учебного плана - в частности, регионального компонента, соблюдая его преемственность с федеральным компонентом, определяя их оптимальную пропорцию и распределение функций. Научный совет по проблемам экологического образования при Президиуме Российской Академии Образования (НСПЭО) ведет разнонаправленный поиск психолого-педагогических, управленческих и финансовых ресурсов такого решения. Суть выдвигаемого им предложения - выбрать модельную территорию, включающую в себя сходные по историко-культурным и территориально-экологическим условиям регионы, и разработать на ней управленческую модель межрегионального взаимодействия по развитию системы регионального экологического и здоровьесберегающего образования в целях устойчивого социального развития территории. Такая инициатива была поддержана главами Администраций субъектов Федерации Байкальского региона, к которым обратился с письмом Президент РАО. Это - попытка отработать новый принцип построения экологического образования в стране с характерным для нее разнообразием социокультурных, природно-климатических и экономических условий. До настоящего времени проектирование экологического образования, образно говоря, имеет вид перевернутой пирамиды. В ее основании лежит единый федеральный компонент, а над ним громоздятся десятки региональных и тысячи школьных блоков. При шаткости первого этажа такой пирамиды (федеральный компонент экологического образования на сегодня представлен слабо организованной, не скоординированной "россыпью представлений" на уровне эмпирического, справочного знания) результат понятен. Сегодня НСПЭО выступает инициатором иного принципа проектирования экологического образования. В основание пирамиды укладывается несколько межрегиональных блоков, объединяющих субъекты Российской Федерации, имеющие сходные условия по ключевым факторам (напр., Урал, Поволжье, Север, Дальний Восток). Это позволит оперативно отфильтровать и дифференцировать федеральную и региональную составляющую общего образования, выйти на конструктивную целостность федерального компонента, не навязанную «сверху», а реализующую связь движений «сверху» и «снизу». Межрегиональный принцип построения экологического образования, как нам представляется, в условиях нашей страны - это мостик для осуществления центральной идеи экологического образования «мыслить глобально, а действовать локально». Это конструктивный путь погружения ученика в экологическую, социально-проблемную, этнокультурную практику в реальной жизни своей местности на основе общетеоретических знаний и общих ценностей. Очевидно, что на уровне национально-регионального компонента можно будет лучше приблизиться к балансу при изучении всех составляющих системы «Человек (Я) - его (МОЯ) Деятельность - Окружающая среда», как фундаментальной модели экологического образования. Считаем, что такая система, во всем разнообразии ее конкретных проявлений, объективно может выступать в качестве методологической единицы проектирования содержания экологического образования.
Библиографическая ссылка
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10.
– С. 19-19;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23617 (дата обращения: 23.11.2024).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)