1. Физический диктант.
На первый взгляд может показаться, что эта якобы сугубо школьная форма контроля знаний в вузе неэффективна. Однако практика показала, что это не так. Студенты, заранее зная о времени проведения диктанта, на который отводится часть лекции, готовятся к нему, регулярно просматривают конспекты лекций и рекомендованную литературу. Методика проведения диктанта рассчитана на то, чтобы максимально затруднить возможность списывания и другие формы «заимствования» информации: студенты заранее рассаживаются в определенном порядке, по одному - двое, время ответа строго фиксируется, объявляется перед каждым вопросом и составляет, в зависимости от характера задания, от 10 до 60-70 секунд. Очередность вопросов не связана с хронологией подачи материала на лекциях и носит случайный характер. Вот типичные вопросы диктанта по молекулярной физике:
- политропный процесс - это ... (50 с);
- удельная теплоемкость - это ... (50 с);
- выражение первого начала термодинамики для адиабатического процесса: ... (35 с);
- как изменится температура идеального газа при его изобарном расширении? (50 с);
- физический смысл константы Больцмана ... (50с).
Общее число вопросов не превышает 22, а время самого диктанта обычно составляет 17-20 минут. По результатам диктантов (от 2-х до 4-х за семестр) выставляются оценки, на основе которых, наряду с результатами контрольных и защитой лабораторных работ определяется итоговый рейтинг конкретного студента перед сессией; при определенных условиях он дает право на получение «автомата» на экзамене.
2. Коллоквиум.
Эта традиционная для вуза форма контроля знаний редко используется на вечернем отделении: по опросам авторов студенты впервые узнают о ней именно на занятиях по физике. Отсутствие времени, предусмотренного календарным планом, не является помехой: при гибком построении материала лекций можно без труда найти 45 мин. для всестороннего письменного (индивидуальные билеты с заданиями) опроса студентов в конце семестра. Обычно эта форма контроля используется нами для студентов-технологов на втором курсе как завершающий этап в изучении законов волновой оптики и элементов квантовой физики. Однако с текущего учебного года мы с успехом применяем ее и для первокурсников.
3. Система бонусов.
Студенты, заметившие по ходу лекции ошибку преподавателя на доске, а также активно работающие на практических занятиях (семинарах) поощряются специальными бонусами, которые, наряду с оценками за коллоквиум и диктанты, формируют итоговый рейтинг студента за семестр.
Сказанное позволяет не только более объективно оценить знания студентов, но и в значительной мере стимулирует их активность на занятиях, способствует формированию научного мировоззрения в рамках изучения конкретного предмета и даже может послужить началом пути в большую науку для отдельных студентов [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.П. Назаров //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов». - Красноярск, КГТУ, 2004. - С.194.
- В.В. Нестеренко //Там же. - С.97.
- С.А. Бочкор, В.В. Кузнецов //Там же. - С.202.
Библиографическая ссылка
Бочкор С.А., Кузнецов В.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМ ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 9. – С. 71-72;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23578 (дата обращения: 21.11.2024).