Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМ ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Бочкор С.А. Кузнецов В.В.
Известно, что инженерное образование является одной из базовых областей системы высшего профессионального образования. Его состояние оказывает решающее влияние на развитие экономического потенциала страны, рост производства и формирует образ государства на международной арене [1]. В этой связи весьма актуальным становится переход на трехуровневую подготовку выпускников вузов (дипломированный специалист, бакалавриат, магистратура) [2]. С учетом всего сказанного следует признать, что в сфере вечернего и заочного обучения давно назрела необходимость ключевых перемен, связанных с коренной перестройкой всей системы этой ветви образования с целью повышения ее качества и эффективности. Отмеченные проблемы носят глобальный характер и в принципе могут явиться основой для всестороннего обсуждения на Всероссийских научно-методических конференциях. Данная работа посвящена анализу путей повышения качества преподавания физики студентам вечернего отделения, обучающимся в Уфимского государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ). В настоящее время вечерние отделения имеются на технологическом (специальность «Химическая технология органических веществ и топлива») и экономическом (специальность «Экономика и управление на предприятии топливно-энергетического и строительного комплекса») факультетах УГНТУ. На изучение дисциплины «физика» студентам-технологам отводится три семестра. В соответствие с учебным планом весь курс физики традиционно разделен на три части: механика и молекулярная физика (1), электричество и магнетизм (2), волновая оптика и элементы квантовой физики (3). Календарный план включает как лекции (от 16 до 26 часов в семестр) так и практические (8-10 часов) и лабораторные (12-16 часов) занятия. Предполагается выполнение контрольных работ - по одной в течение первого и второго семестров. Другими формами контроля знаний являются защита лабораторных работ (не более 4-х за семестр), экзамены (после первого и второго семестров) и недифференцированный зачет (в конце третьего семестра). Необходимо также отметить, что в третьем семестре читаются только лекции; практические занятия и лабораторные работы календарным планом не предусмотрены. Студентам экономической специальности на изучение физики - от механики до атомного ядра - выделен только один семестр (40 часов лекций, 10 часов практических и 16 часов лабораторных занятий). Сказанное достаточно ярко и однозначно обозначает весь спектр проблем, которые необходимо решать для повышения качества образования в этой сфере. Понимая, что увеличение объема нагрузки нереально, поскольку влечет за собой пересмотр учебных программ по другим дисциплинам (преподаватели которых сталкиваются с аналогичными трудностями), авторы предлагают ряд дополнительных мер, позволяющих повысить контроль качества знаний студентов-вечерников.

1.      Физический диктант.

На первый взгляд может показаться, что эта якобы сугубо школьная форма контроля знаний в вузе неэффективна. Однако практика показала, что это не так. Студенты, заранее зная о времени проведения диктанта, на который отводится часть лекции, готовятся к нему, регулярно просматривают конспекты лекций и рекомендованную литературу. Методика проведения диктанта рассчитана на то, чтобы максимально затруднить возможность списывания и другие формы «заимствования» информации: студенты заранее рассаживаются в определенном порядке, по одному - двое, время ответа строго фиксируется, объявляется перед каждым вопросом и составляет, в зависимости от характера задания, от 10 до 60-70 секунд. Очередность вопросов не связана с хронологией подачи материала на лекциях и носит случайный характер. Вот типичные вопросы диктанта по молекулярной физике:

- политропный процесс - это ... (50 с);

- удельная теплоемкость - это ... (50 с);

- выражение первого начала термодинамики для адиабатического процесса: ... (35 с);

- как изменится температура идеального газа при его изобарном расширении? (50 с);

- физический смысл константы Больцмана ... (50с).

Общее число вопросов не превышает 22, а время самого диктанта обычно составляет 17-20 минут. По результатам диктантов (от 2-х до 4-х за семестр) выставляются оценки, на основе которых, наряду с результатами контрольных и защитой лабораторных работ определяется итоговый рейтинг конкретного студента перед сессией; при определенных условиях он дает право на получение «автомата» на экзамене.

2.      Коллоквиум.

Эта традиционная для вуза форма контроля знаний редко используется на вечернем отделении: по опросам авторов студенты впервые узнают о ней именно на занятиях по физике. Отсутствие времени, предусмотренного календарным планом, не является помехой: при гибком построении материала лекций можно без труда найти 45 мин. для всестороннего письменного (индивидуальные билеты с заданиями) опроса студентов в конце семестра. Обычно эта форма контроля используется нами для студентов-технологов на втором курсе как завершающий этап в изучении законов волновой оптики и элементов квантовой физики. Однако с текущего учебного года мы с успехом применяем ее и для первокурсников.

3.      Система бонусов.

Студенты, заметившие по ходу лекции ошибку преподавателя на доске, а также активно работающие на практических занятиях (семинарах) поощряются специальными бонусами, которые, наряду с оценками за коллоквиум и диктанты, формируют итоговый рейтинг студента за семестр.

Сказанное позволяет не только более объективно оценить знания студентов, но и в значительной мере стимулирует их активность на занятиях, способствует формированию научного мировоззрения в рамках изучения конкретного предмета и даже может послужить началом пути в большую науку для отдельных студентов [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.П. Назаров //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов». - Красноярск, КГТУ, 2004. - С.194.
  2. В.В. Нестеренко //Там же. - С.97.
  3. С.А. Бочкор, В.В. Кузнецов //Там же. - С.202.

Библиографическая ссылка

Бочкор С.А., Кузнецов В.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМ ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 9. – С. 71-72;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23578 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674