Научность познания в естествознании определяется системным подходом в мышлении и историзмом - знакомством с объяснениями изучаемой проблемы ушедшими поколениями. Применение такого мышления формирует нравственность человека: способность уважительного отношения к другим людям, подавлять свои инстинкты.
Итак, человека, проявляющего свою индивидуальность в познании истины, самосовершенствовании и уважительно относящегося к другим людям, для чего необходимо подавление инстинктов, можно назвать личностью. В противоположность этому раб идеи, мыслящий фрагментарно, и нравственный дикарь, живущий согласно инстинктам, соответствует деспоту, по-русски - самодуру. Деспот (от греч. despotes -повелитель) - самовластный человек, принуждающий других подчиняться своей воле, поступающий не на основе законов природы, общества и морали, а по произволу.
мышление |
нравственность |
||
научится думать концептуально, творчески познавать действительность |
стать добрым, честным, совестливым человеком |
||
познание может быть |
добрый, честный |
злой, подлый |
|
фрагментарным |
системным |
способны в работе |
|
Мышление представлениями путем создания чувственно-наглядных образов предметов и явлений видимого мира, что в конечном итоге приводит к бессмыслице, вызывая создание новых представлений, не связанных с предыдущими. |
Мышление понятиями путем создания разумом моделей реального мира с нахождением достаточных и необходимых признаков предметов и явлений, выяснения взаимосвязи их по этим признакам. |
К поискам ИСТИНЫ, без унижения другого человека навязыванием ему своего взгляда на мир и только за счет своих возможностей. |
К высказыванию ИДЕЙ, унижающих достоинство других людей путем лишения их возможности думать по-своему, требующих от них веры. Результатов добивается за счет интересов других людей. |
Высказывание ИДЕИ, требующей для своего подтверждения иллюстрации. Идея в наполнении конечна (абсолютна) и по природе ложна. |
Поиски ИСТИНЫ, что требует логического доказательства. Истина в наполнении бесконечна (относительна), расширяясь вширь и вглубь. |
||
Мир детерминирован. Руководитель коллектива диктатор, коллектив тоталитизирован. |
Мир вероятностный. Руководитель коллектива профессионал, коллектив демократичный. |
Совестливый, человек. Совесть - система запретов делать плохо другим людям. |
Бессовестный, самоутвеждающийся человек. |
Преподавание в виде проповеди, наставления. Требует запоминания без понимания сообщаемого, не допускает сомнения. |
Преподавание творческое, в виде диалога, размышлений с соблюдением принципов научности и историзма. |
Счастье видит в счастье других при чувстве собственного достоинства. |
Счастье видит в своем материальном благополучии. |
Вызывает самоутверждение, делает человека агрессивным, злым, допускает любые методы для утверждения и сохранения идеи, цель достигается за счет интересов других людей. |
Вызывает самосовершенствование, допускает другие взгляды, не допускает унижения других людей - добрый человек, цель достигается только своими усилиями - честный человек. |
Живет с учетом нравственных категорий: добра, зла, честности, подлости; подавляет свои инстинкты, проявляет альтруистические склонности. |
Живет согласно своим инстинктам, что делает его невежественным, грубым и жестоким человеком. |
Угнетение, лишение себя и других быть Homo sapiens, нетерпимость к мыслям других. |
Свобода - результат внутреннего самосовершенствования. |
Эгоист. |
|
Раб идеи (несвободный в мышлении человек) или Homo cvedulus - человек доверчивый, верующий. |
Свободный в мышлении человек или Homo sapiens - человек разумный, добывающий знания. |
Культурный человек (Homo cultus). |
Нравственный дикарь (barbarus - варвар). |
|
Л И Ч Н О С Т Ь |
|
Фрагментарное мышление при изучении природных объектов и явлений вытекает из общепринятой сегодня методологии: эмпирический (наблюдаемый) факт - проверка его опытом - научный факт. Затем задача исследователя в подборке иллюстраций, подтверждающих научный факт. Между тем, наблюдаемый - означает чувственный, желаемый человеком, рассматриваемый изолированно от других объектов, составляющих единую систему. Например, наблюдая излияние лавы из вулкана, люди делают вывод, что суть вулканизма в излиянии лавы. При этом другие геологические процессы: гипергенез, седиментогенез и т. д. не привлекаются. Такая методология чувственного восприятия называется эстетикой (эстесис - по греч. чувство) - учением о гармонии чувств, а созданный ее мир, существующий только в мозгу головы человека, - эстесферой.
Для объяснения реальных природных объектов при системном мышлении (вулканизм - один из геологических процессов и должен изучаться в системе геологических процессов) методология должна быть другой - ноотикой, учением о разумном восприятии объективно существующего мира природы, гармонии разума. Ноотика формирует ноосферу - реальную картину окружающего мира в виде логически не противоречивых моделей изучаемого (круговорота энергии и вещества в литосфере, заключительное звено которого - вулканизм).
Библиографическая ссылка
Дуничев В.М. ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 9. – С. 26-27;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23540 (дата обращения: 21.11.2024).