В то же время, многие пожилые люди, прошедшие длительный путь социализации, имеющие за плечами бытовой, профессиональный, культурный опыт, обладают достаточно большим потенциалом, охотно участвуют в различных видах общественной деятельности, духовной жизни общества, в т.ч. и досуговых коллективах. При этом пожилые люди ищут такую форму активности, которая адекватна их психовозрастным, физическим, коммуникативным потребностям, духовному настрою. Определенный процент пожилых людей приходит в досуговые коллективы - хоры ветеранов, в которых ищут и находят взаимопонимание, общаются, занимаются общественной и творческой работой, как внутри, так и во внешней среде, стремятся к активности и самовыражению.
Хор пожилых людей является одной из приемлемых форм коллективной художественной деятельности, т.к. «пение для пожилых - это возвращение в давно забытую юность, причастность к распространению духовных ценностей» (Ю. Эварс). К этому хотелось бы добавить, что хоровые коллективы пожилых людей представляют возможности социально-культурной активности внутри коллектива и во внешней среде, являются базой реализации накопленного жизненного опыта, распространения духовных, нравственных ценностей, свойственных представителям старшего поколения.
Пожилые люди, вновь прибывшие в хоровой коллектив, часто не имеют музыкальной подготовки. Однако работа с хоровым коллективом подразумевает наличие у него участников развитых узкоспециальных знаний, умений, навыков, в т.ч. и музыкальных способностей. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются следующие компоненты: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.
На наш взгляд, музыкальные способности в данном возрасте наиболее полно можно сохранить и развить средствами народно-хорового искусства, обладающего широкими потенциальными возможностями. Это достаточно сложный процесс, спецификой которого в нашей работе стало освоение песенного материала одновременно на практическом и теоретическом уровнях. Приском и теоретическом уровнях одновременно на практишего поколения развития музыкальных способностей предельно приближенной к инте этом учитывались следующие положения: необходимость систематичности проведения репетиционно-концертной деятельности коллектива в сочетании индивидуальных и групповых занятий.
Избирая образцы народных песен, мы исходили из того, что музыка должна быть яркой, образной, предельно приближенной к интересам людей старшего поколения, чтобы обогащать их в познавательном и эмоциональном отношении. Произведения, включенные в программу хора ветеранов должны быть доступными для восприятия и исполнения. Художественные образы - выражать близкие участникам хора чувства и мысли. Воспитание на материале подлинного народного песенного искусства дает людям старшего поколения возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики. Источник репертуара следует искать, прежде всего, в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом, танцем, шуткой и.т.д. Эмоциональный отклик вызывают у людей старшего поколения и песни с задушевным характером. Основу песенного репертуара составляют песни, построенные на многократном повторении секундовых, терцовых, квартовых попевок-формул; календарные песни с небольшим диапазоном; лирические песни.
За полтора года занятий в хоре «Ветеран» Городского дома культуры «Россия» г. Пыть-Ях, ХМАО, Тюменская обл., участники эксперимента достигли в преобладающем большинстве высокого уровня развития музыкальных способностей, т.к. в основе занятий лежал синкретизм народно-хорового исполнительства, основные характеристики которого отвечают психолого-возрастным особенностям людей старшего поколения.
Работа представлена на научную электронную конференцию «Старение и общество» 15-20 августа 2005 г. Поступила в редакцию 27.07.2005
Библиографическая ссылка
Каминская Е.А., Кириченко Н.И. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ХОРЕ ВЕТЕРАНОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 8. – С. 115-116;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23532 (дата обращения: 06.11.2024).