В построении концепции мы исходим их утверждения М.С. Кагана, что человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным.
Потенциал - границы возможного в будущей деятельности будущего учителя. Потенциал обладает динамическими свойствами: он может накапливаться, обогащаться, развиваться, раскрываться в определенной «критической массе» впечатлений, знаний, опыта деятельности. Обращаясь к правомерности использования данного понятия в нашем исследовании, следует подчеркнуть, что именно в студенческие годы происходит формирование аксиологического потенциала личности, происходит накопление знаний, опыта деятельности, осознание своих способностей, возможностей, становление ценностных ориентаций.
Теоретический анализ, концептуальный синтез, многолетние наблюдения, а также анализ собственного опыта преподавателей вузов позволил предположить, что аксиологизация имеет, по крайней мере, три стадии, определяемые временем и характером обучения, а также особенностями субъекта: I - стадию адаптации; II - стадию ориентации; III - стадию персонализации.
Выделяя адаптацию как определенную стадию аксиологизации педагогического образования студентов, мы опирались на исследования ученых, утверждающих, что адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптация может наблюдаться в любой области деятельности и характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. В этом определении содержится идея активности личности.
В центре адаптации студента к профессиональной деятельности находится педагогическое действие. Оно (как составная часть педагогической деятельности) включает в себя совокупность таких приемов и операций, благодаря которым совершенствуются, поднимаются на более высокий уровень развития личностные свойства (поведение, отношения, ценностные ориентации).
В процессе адаптации студент овладевает умением решать профессионально-ориентированные задачи, которые обусловлены практической необходимостью, результаты решения которых будут использованы на практике.
С учетом понимания операционного состава педагогического воздействия могут быть выделены следующие группы педагогических задач, ведущих к формированию базисных педагогических умений:
- проводить анализ и постановку целей педагогического процесса (первая операция): умения изучать личность учащегося и ученический коллектив, формулировать воспитательные цели, различающиеся масштабом, конкретностью, перспективой, проектировать этапы, ход воспитательного процесса;
- осуществлять психолого-педагогический анализ деятельности учащихся и ее проектирование (вторая и третья операции): умения анализировать природу, структуру, условия проявления личности, связь между содержанием психической деятельности школьников и ее результатами - свойствами, качествами личности; продумать операционный состав, алгоритмы, организацию деятельности учащихся;
- проектировать собственные педагогические действия (четвертая операция): умения конструировать и анализировать содержание урока или мероприятия, их структуру и форму проведения, проектировать разнообразные формы педагогического общения с учащимися, методы формирования знаний, умений, нравственного опыта, способы контроля за ходом учебно-воспитательного процесса; воспринимать и анализировать целостную педагогическую ситуацию;
- реализовывать педагогический замысел (пятая операция): умения организаторские, коммуникативные, умения реализовывать на практике основные методы и приемы обучения, корректировать и вовремя видоизменять форму педагогического воздействия, оперативно реагировать на вновь возникающие ситуации, находить эффективные и оптимальные педагогические решения и др.
Стадия адаптации будущего учителя к профессии педагога приводит к успешной ориентации в познании, развивает рефлексию, коммуникативные умения - способствует адаптированности, уверенности в профессиональном выборе.
Второй стадией аксиологизации может быть названа стадия ориентации.
Результатом на данной стадии является ценностное «самоопределение» студента - будущего учителя.
Самоопределение личности может быть определено как готовность человека строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью; как способность к саморегуляции и как способ взаимодействия личности и общества.
Наиболее общим в педагогической науке является понимание самоопределения и как способности к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентациями.
Основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции. Ценностное самоопределение порождает и обуславливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества (М.Р. Гинзбург).
Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые роли. Личностное самоопределение - это нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Наконец, самый сложный тип - это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Высший тип самоопределения - это тогда, когда содеянное человеком является значительным вкладом в развитие культуры в ее широком понимании (производство, искусство, наука, религия).
Профессиональное самоопределение, по сравнению с личностным, предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу. Ценностное самоопределение входит органическим элементом в вышеперечисленные типы самоопределения.
Ценностное самоопределение - это процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентации. Это процесс и результат поиска человеком социального, профессионального, личностного статуса в жизни.
Выбор как фактор ценностного самоопределения пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Он позволяет соотносить внешние обстоятельства и внутренние побуждения-потребности личности.
Ценностное самоопределение студента предполагает три диапазона выбора - поиска - оценки.
Ориентацию в уже имеющихся знаниях, ценностях, педагогического опыта предыдущих поколений учителей-практиков и ученых, создавших целостную картину педагогического мира, которая присваивается студентом, создавая только ему присущий, уникальный, целостный и ценностный Образ педагогического мира.
Построение Образа Я - педагог для студента невозможно без поиска, оценки, выбора и проекции эталонного образа, идеала педагога.
Проектирование Образа будущей педагогической деятельности как продукт самосозидания, выстраивания жизненной перспективы также осуществляется на основе поиска, оценки, выбора и проекции. Экстраполяция себя в будущее.
Ценностное самоопределение студента как результат ориентации как особой стадии аксиологизации может быть названа центральной стадией, обеспечивающей ориентацию студента в мире ценностей профессии, в прошлом - настоящем - будущем.
Выделение в качестве завершающего этапа аксиологизации педагогического образования - этап персонализации - методологически обеспечено выведенным А.В. Петровским научным термином персонализация.
Потребность в персонализации - это потребность «быть личностью», она обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в общественную практику.
В единстве с потребностью в персонализации, являющейся источником активности субъекта, в качестве ее предпосылки и результата выступает социально генерированная, собственно человеческая способность быть личностью. В общей логике нашего исследования мы обозначаем, что развитие аксиологического потенциала личности на этой стадии приобретает качественно новую форму - форму академической зрелости будущего педагога. В данном случае мы опираемся на исследования А.В. Иващенко и Т. Стравы, раскрывшего сущностные характеристики академической зрелости и доказавшего, что она проявляется как состояние, на которое направлены стремления, или которые удовлетворяют наши потребности. При этом подходе ценностью может быть свойство, авторитет, знание, красота и т.д.; положительная оценка объектов окружающего мира, отражающая одобрение их свойств; критерии, на основании которых положительно оцениваются предметы, явления.
В исследовании доказано, что «академическая зрелость» как психологическая категория является одним из фундаментальных оснований личности студента; его ценностно-ориентационного ядра и успешной подготовки к будущей специальности.
Развитие аксиологического потенциала понимается как изменения, происходящие в органичной (органической) взаимосвязи с возрастными изменениями, происходящими в определенные периоды (в ответственный период жизни студентов, выражается в адекватной ведущей деятельности, проявляется в формах академической активности, ведет к академической зрелости личности).
Принципиальное значение для исследования процесса аксиологизации педагогического образования студентов имеют выводы комплексных психологических исследований, дающих ответ на вопрос о том, что в структуре личности является неизменным, а что относительно изменяемым.
Практическое значение этого вопроса очевидно. Оно состоит в том, что лишь воздействуя на относительно изменяемые личностные образования, можно эффективно решать задачи воспитания, формирования, развития и саморазвития личности. Причем, в понятия развития, в отличие от простого изменения, подчеркивается необходимость наличия необходимости направленности в закономерности происходящих изменений.
Процесс аксиологизации может быть рассмотрен с двух позиций. Его можно характеризовать как действие, состоящее из элементов объекта (ценности), на что направлено действие, и из элементов объективной (внешней) стороны, т. е. метода совершения действия; субъективной стороны (внутренней), т. е. отношения субъекта к действию, его результату, и самому субъекту совершающему действия.
На основе исследований в области аксиологии нами рассмотрены закономерности развития аксиологического потенциала личности будущего учителя, представлен диагностический портрет «Студент 2000», отмечается, что студенты вуза в период профессионального старта по-разному воспринимают престижность выбранной профессии. Признание студентом престижности своей профессии выступает важным внутренним стимулом обучения, когда укрепляется самооценка и чувство самоуважения студента.
Исследование выявило взаимосвязь актуального и потенциального в развитии аксиологического потенциала личности, свидетельствующая о диалогическом характере изучаемого феномена и раскрывающая педагогическую сущность обеспечения ценности, мотивации достижений, контроля, актуализации субъектной позиции студента - будущего учителя - в познавательной, преобразующей, креативной деятельности в образовательном пространстве вуза.
Доказано наличие устойчивой взаимосвязи (зависимости) развития академической зрелости студента от уровня ценностного самоопределения и степени сформированности познавательной самостоятельности студентов. Раскрыта взаимосвязь аксиологии и инноватики как ведущая линия развития профессионально значимых ориентаций будущего учителя.
Исследование показало, что именно наличие богатого, накопленного личностью в студенческие годы потенциала, может обеспечить непрерывное общее и профессиональное развитие учителя с инновационным стилем научно-педагогического мышления и деятельности.
Работа представлена на III научную конференцию «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» 3-10 сентября 2005г. Римини (Италия). Поступила в редакцию 01.08.2005 г.
Библиографическая ссылка
Мелекесов Г.А. РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПРОБЛЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 8. – С. 94-97;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23513 (дата обращения: 04.12.2024).