Процесс развития информационных технологий существенно повлиял на инженерную деятельность, которая стала играть все большую роль в жизни общества. На современном этапе резко актуализировалась проблема подготовки инженеров в области информационных технологий. Повсеместное внедрение информационной техники предъявляет все более жесткие требования к знаниям и умениям современного инженера, требует знаний о состоянии и перспективах развития современных информационных технологий, а также постоянного повышения уровня своей квалификации. В связи с этим параллельно технической культуре инженера появляется и начинает развиваться информационная культура.
Проведенный функциональный и методологический анализ деятельности современного инженера обусловил необходимость рассмотрения естественных технических и гуманитарных наук в качестве источника общекультурного компонента содержания образования инженера.
Появление понятия "информационной культуры" связывают с возрастающей ролью информации, техники информационных процессов и информационных технологий, а также необходимостью перехода от технократии, как тенденции общественного развития к гуманитаризации. Однако с появлением понятия "информационной культуры" обозначились трудности в ее определении. Эти трудности возникли в связи с тем, что данное понятие построено на основе двух составляющих "информация" и "культура", не имеющих однозначной трактовки в научной литературе, что указывает на особую качественную сложность термина информационная культура.
Анализируя определения понятия "информационная культура" можно сделать вывод о том, что данное понятие - это специфическая грань культуры, непосредственно связанная с информационным аспектом жизнедеятельности людей. Она позволяет наиболее характерно описать различные информационные процессы и отношения. Информационная культура является составной частью общей культуры человека в качестве ее информационного компонента.
Согласно анализа определений информационной культуры можно выделить два подхода к трактовке этого понятия: с точки зрения информации - "информациологический" и с точки зрения культуры - "культурологический".
В рамках первого подхода большинство исследователей полагают информационную культуру как совокупность знаний о способах поиска, хранения, обработки и передачи информации, умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки, хранения и передачи компьютерные технологии, современные технические методы и средства, что составляет основу информационной деятельности направленную на удовлетворение информационных потребностей. Однако такое понимание является не совсем верным, так как в данном случае информационная культура в большей степени сводится к понятию компьютерной или информационной грамотности.
При втором, "культурологическом", подходе понятие "информационная культура" приобретает более широкий смысл. С позиций данной точки зрения информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе. В целом же, формирование информационной культуры выступает в качестве процесса гармонизации внутреннего мира человека при освоении социально значимой информации. На основе данного подхода к рассмотрению проблемы информационной культуры происходит интеграция двух составляющих "информации" и "культуры" в их системное целое.
Таким образом, информационную культуру можно представить как степень совершенства специалиста при различных видах работ с информацией: получением, переработкой, хранением, передачей и созданием новой информации. Кроме того, деятельность как система позволяет разделить информационную культуру на универсальную, сопоставляемую с общественной деятельностью; специальную, связанную со специализированными областями жизни общества (например, с техникой, наукой, образованием), а также отраслевую, переходящую, в конечном счете, в индивидуальную информационную культуру.
Анализируя процесс формирования информационной культуры инженера, было установлено, что она включает в себя следующие компоненты:
- Когнитивный;
- Функциональный;
- Коммуникативный;
- Целостно-рефлексивный;
- Этический;
- Психологический;
- Эмоционально-эстетический.
Исследования по проблеме формирования информационной культуры инженера показали, что необходимы меры, затрагивающие методологическую и методическую стороны образования. В связи с этим особую важность приобретает выбор приоритетности категорий "как учить" и "чему учить".
Представляя собой сложную многофункциональную структуру, состоящую из находящихся в непрерывном динамическом развитии и взаимодействии компонентов, информационная культура инженера не может быть качественно сформирована посредством одной или нескольких дисциплин, а требует организации системы непрерывной подготовки.
Данная система позволяет устранить несоответствие в требованиях к подготовке будущих специалистов в области информационных технологий и обеспечить рациональную, отвечающую требованиям современной науки и техники, подготовку инженеров, владеющих эффективными методами применения компьютерных систем в рамках своей профессиональной деятельности.
Основным принципом при построении системы непрерывного обучения в области информационных технологий является согласование содержания информационной составляющей в разных дисциплинах и обеспечение преемственности на всех уровнях обучения.
Методики обучения с внедрением непрерывной информационной составляющей позволяют изучать учебные дисциплины в необходимом студенту темпе, что особенно важно при различной средней базовой подготовке студентов, а также позволяют создать целостную систему синергетических знаний с усилением междисциплинарного контекста.
Все это позволяет поставить учебный процесс на четкую системно-дидактическую платформу, ориентирует разработчиков методических и программно-информационных средств поддержки учебного процесса по конкретным учебным дисциплинам на создание не отдельных фрагментов, а комплексов, обеспечивающих необходимый уровень подготовки конкурентоспособного специалиста.
Проблема формирования информационной культуры в высшей школе, важная задача современной педагогики в условиях становления информационного общества.
Библиографическая ссылка
Тараканов А.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА КАК КАТЕГОРИЯ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 8. – С. 58-59;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23473 (дата обращения: 04.10.2024).