Участниками инвестиционной деятельности являются юридические или физические лица - основные субъекты рынка капиталов (инвесторы, предприниматели, инвестиционные посредники). В принятой мировой практике инвесторами считаются в первую очередь домохозяйства («публика»), в России в такой роли выступают в основном коммерческие структуры.
Можно выделить следующие задачи инвестиционной политики:
- Формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора;
- Привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий;
- Государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Для преодоления дальнейшего спада производства инвестиционную политику предусматривалось осуществлять на основе следующих принципов:
- Последовательная децентрализация производственного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
- Размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
- Усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
- Совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Однако в экономике есть ряд факторов, противодействующих проведению в жизнь инвестиционной политики: отсутствие законодательных механизмов, регулирующих отношения между субъектами предпринимательской деятельности; курс рубля, не согласующийся с темпами инфляции; недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций и реализации залоговых форм и др.
Инвестиционные потоки определяют структуру экономики: будучи направленные в наиболее эффективные отрасли, они тем самым определяют приоритетные направления экономического развития. Начало инвестиционного потока - организация инвестиционных ресурсов, окончание - воплощение в конкретных проектах, их реализация для достижения поставленных целей. Вместе с тем именно в этой сфере заключены возможности обеспечения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики. Источниками финансирования инвестиционных программ и проектов выступают также федеральный и местный бюджеты, собственные и привлеченные средства фирм-инвесторов, средства частных лиц. Области интересов разных групп потенциальных инвесторов в определенной степени различаются. Государство заинтересовано в поддержке проектов, отвечающих социально значимым направлениям производства и сферы услуг, которые могут варьироваться в регионах. Основной проблемой остаются ограниченность выделяемых бюджетных финансовых ресурсов и неразвитость косвенных экономических регуляторов. Что же касается зарубежных инвесторов, то они предпочитают инвестировать добывающую и энергетическую отрасли. Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать имеющиеся финансовые ресурсы в краткосрочные быстро окупаемые конъюнктурные проекты и операции, большей частью торгово-закупочного характера.
Отсутствие роста инвестиций в производственную сферу может поставить под сомнение общее оздоровление экономики страны и привести к дальнейшему падению уровня производства.
В последние годы политика России в области привлечения иностранных инвестиций ориентировалась на финансовых инвесторов. До последнего времени рост объемов привлекаемых иностранных инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов, полученных на долю прочих инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов, полученных от не прямых инвесторов - Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и зарубежных средств, привлекаемых российскими банками.
В настоящее время в России зарегистрировано 30 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Зарубежные компании организуют совместное производство с целью использования дешевой местной рабочей силой, либо избежания высоких таможенных тарифов страны-реципиента. В случае с Россией решающим оказывается второй фактор.
Несмотря на сложность экономической и политической ситуации в стране деятельность большинства совместных предприятий остается относительно стабильной. Многие западные компании по-прежнему считают Россию своим стратегическим партнером и не намерены снижать здесь свою деловую активность.
Практика показала, что наибольшие возможности получения прямых иностранных инвестиций имеют региональные экономики, в силу развития селективного стимулирования иностранных инвестиций. Ряд Российских регионов, которые имеют более сильные позиции вследствие своего промышленного потенциала, географического расположения или функционирования администрации, проводят активную деятельность по привлечению инвесторов в реальный сектор экономики и созданию благоприятного инвестиционного климата.
Основными способами прямых иностранных вложений в экономику России является следующие способы:
- Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
- Регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- Привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
- Создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).
Такой "отраслевой перекос" не случаен - он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологической продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос.
Кроме "отраслевого перекоса" в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в 2004 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область, а еще 20% - на долю всего семи других субъектов РФ.
Краснодарский край представляет собой крупный регион аграрно-промышленного комплекса России. По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования число зарегистрированных субъектов, включая предприятия, объединения, филиалы, обособленные подразделения и крестьянские (фермерские) хозяйства, составило 95,5 тыс.единиц.
Кубань, пока еще продолжают называть житницей и здравницей России, «морскими воротами» на южных рубежах страны.
На Кубани наиболее широкое распространения получили следующие отрасли промышленности (перечислены в порядке убывания количества предоставленных проектов): пищевая; промышленность стройматериалов; строительство; химическая, нефтехимическая; легкая; деревообрабатывающая,; металлургия и металлообработка; стекольная и фарфорофаянсовая; производство оборудования; электротехническая и электронная; водоснабжение и подобные услуги.
Спектр направлений деятельности по РФ в целом более широк, следовательно, имеются некоторые различия между Россией в целом и Краснодарским краем по количеству разработанных проектов и суммарному объему инвестиций в каждой отрасли.
На Кубани была разработана программа, которая связывает дальнейшее развитие хозяйственного комплекса Краснодарского края с более эффективным использованием природно-ресурсного потенциала, развитием отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Значение экономики края для народного хозяйства РФ в перспективе будет возрастать, поскольку здесь имеются достаточно большие возможности для увеличения производства многих высококачественных видов сельхоз продукции.
В ближайшей перспективе основным направлением развития производительных сил края станет создание социально-ориентированной, эффективной, конкурентоспособной рыночной экономики. Структурные сдвиги в сфере материального производства будут осуществляться с учетом влияния тормозящих факторов развития.
Вместе с тем, будут широко использоваться факторы, положительно влияющие на рост материального производства (высокая обеспеченность квалифицированными кадрами специалистов, благоприятные природно-климатические условия).
Возрастет доля пищевой, легкой отраслей промышленности, увеличиться производство строительных материалов.
Анализ внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в январе-декабре 2004 года показывает, что Краснодарский край по прежнему занимает лидирующее место по объему внешнеторгового оборота среди субъектов Южного Федерального округа. По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот Краснодарского края составил 2,4 млрд.долларов США, рост относительно прошлого года составил 11,5%. Сохраняется тенденция направленности участников международных экономических отношений на партнеров из дальнего зарубежья. Это объясняется тем, что большая часть внешнеторговых операций приходится на нефть и нефтепродукты, которые в основной массе экспортируется в страны дальнего зарубежья, в импортной части около 40% занимает продукция машиностроительной отрасли. Основными торговыми партнерами Краснодарского края в 2003-2004 году являлись Италия, Турция, Белоруссия, Ливан, Украина.
Библиографическая ссылка
Опрышко Е.Л. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7. – С. 76-78;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23415 (дата обращения: 03.12.2024).