Известно, что многие западные нефтедобывающие компании сегодня обеспокоены проблемами нехватки специалистов и менеджеров среднего и высшего звена. С одной стороны, это связано с уменьшением количества студентов университетов, обучающихся по нефтегазовым специальностям в Европе, Северной Америке и др. С другой - отражает динамику изменения цен на нефть. По данным аналитической службы «Юкоса» (Свирский Д., 2004г.) наибольшие спады интереса к нефтегазовому образованию произошли в середине 80-х и конце 90-х годов и совпали с падением цен на нефть. Тенденция уменьшения числа студентов геологических нефтегазовых специальностей в западных университетах сохраняется и по ныне. И это несмотря на то, что за последние 6-8 лет наблюдалось 15%-ное увеличение мировой добычи углеводородов и существенный рост цен на нефть [1].
Сегодня отчетливо наблюдается продолжающееся сокращение наиболее продуктивной группы профессионалов (в возрасте 35-45 лет), занимающих новые технические и руководящие должности. С учетом же «промежутка пассивности», т.е. 8-10-летнего периода адаптации выпускника университета, в мировой нефтегазодобывающей промышленности реально возникает дефицит специалистов. Отсюда, понятны стремления ряда нефтяных компаний «Schlumberge», «Onaco», «Юкос», «Лукойл» и др. заблаговременно обеспечить себя «кадровой защитой», в том числе из других стран. Ведь западные университеты в данных условиях ориентируются в основном на студентов стран Ближнего Востока,Азии, Южной Америки и Восточной Европы.
Привлечение молодых россиян на учебу в отечественную нефтегазовую отрасль не является проблемой, поскольку именно данная отрасль контролирует экономику страны и пользуется большой популярностью. Тем не менее, кадровые проблемы и дефицит специалистов существуют и в нефтегазовом секторе страны. В чем они заключаются? Как полагали участники международной конференции «Перспективы нефтегазового образования в России» (Москва, 2001г.), дефицит высококвалифицированных нефтяников-геологов, геофизиков и разработчиков связан с устаревшими методиками и технологическим сопровождением учебного процесса в университетах. Как следствие, ощущается неумение выпускников быстро адаптироваться в инновационных технологиях. Тем самым, продлевается «промежуток пассивности», далеко не всегда заполняемый продуктивными геологами или инженерами. Отсюда, большие ежегодные предложения на выпускников горнонефтяного факультета УГНТУ со стороны ОАО «Сургутнефтегаз», «Когалымнефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефтегаз» и др. Думается, что на фоне мировой тенденции перехода энергетики на природный газ, эти предложения еще более усилятся.
Следует согласиться также с участниками международной конференции (см. выше) о необходимости корректировки действующего ГОСТа-2000, и, что более существенно, обязательным, а не добровольным инвестициям нефтяных компаний в образовательные объекты.
Первыми эту работу в России начали с 2001г. НК «Юкос» и Томский политехнический университет совместно с университетом Хариот-Ватт (Великобритания) [1]. Сегодня эту программу для себя в определенной степени решает НК «Лукойл».
В мае 2005г. в рамках программы подготовки специалистов, которую «ЛУКОЙЛ» реализует совместно с министерством нефти Ирака, в Россию прибыла группа из 120 иракских студентов. Они проходят обучение в вузах Москвы, Волгограда, Баку и Уфы. Кроме того, на объектах «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» пройдут стажировку 120 иракских нефтяников, на объектах «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» - 71. Подготовка кадров для иракской «нефтянки» - весьма актуальный вопрос, поскольку в период действия режима санкций ее «человеческий потенциал» существенно снизился [1].
В последние годы наиболее популярной и востребованной компаниями квалификацией в мире является степень магистра, которая сейчас только начинает развиваться у нас. Будет ли у нее перспектива, время покажет. Но для России совершенно очевидно, что подготовка специалистов по западным стандартам (две трети выпускников - бакалавры с обучением 4 года и одна треть - инженеры и магистры (дополнительно 1-2 года) станет далеко недостаточной при поступлении на инженерные и руководящие должности в крупных компаниях. Мы также полагаем, что выпускник университета должен глубоко владеть современными технологиями системного анализа, интерпретацией данных геофизических методов изучения залежей нефти и газа, геометрией месторождений и моделированием их разработки. Необходимо хорошее владение компьютером и английским языком (как международным техническим языком), а также развитие индивидуального профессионализма. Последнее очень важно и предусматривает высокий уровень менеджерской подготовки. В программе университета этим направлениям уделяется мало внимания. Опрос менеджеров нефтяных компаний свидетельствует, что среди наиболее важных навыков ими определяются: инициатива, культура и целость личности, желание учиться, гибкость и адаптивность [2]. К сожалению, многих этих качеств у поступающих в университет изначально не достает, а развить их в процессе обучения в университете не хватает программного времени и возможности преподавателя выпускающей кафедры. Перестройка системы высшего образования для 21 века назрела и необходима. Она должна закрепить собой не только высокий уровень научно-технического прогресса, но и проводить активную программу социальной поддержки молодых специалистов, равно как и их воспитателей, чтобы исключить саму возможность «утечки мозгов».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Макаркин А. Иракская нефть и новая власть //Нефть и капитал, №17, 2005, с.10-12.
- Спирский Д. Современные образовательные технологии при подготовке инженеров-нефтяников. //Научно-технический вестник ЮКОС, №10,2004 с.28-31.
Работа представлена на научную международную конференцию «Вопросы современного профессионального образования», Маврикий, 22-29 февраля 2008 г. Поступила в редакцию 03.12.2008.
Библиографическая ссылка
Сиднев А.В., Машкова Е.А. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ - ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – С. 81-82;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23339 (дата обращения: 14.12.2024).