Подборка обязательно осуществляется с участием самого обучаемого и включает его лучшие работы, которые оцениваются на основе четко определенных критериев выставления баллов независимыми экспертами (преподавателями, сокурсниками и т.д.) и сопровождаются свидетельствами самостоятельной работы обучаемого.
На сегодняшний день в образовании сложилась определенная типология портфолио, представленная в отечественных и зарубежных работах [2].
Первый вид - «рабочее» портфолио - рассматривает подборку работ студента за определенный период времени, показывающую произошедшие изменения в его уровне подготовки. Второй вид - «протокольное» портфолио - может содержать любые работы, отражающие в форме документов все виды учебной деятельности, от результатов участия в «мозговой атаке» до черновиков готовых работ. Третий вид - «процессное» портфолио - отражает достижения студента в соответствии с документированными фазами процесса обучения. Четвертый вид - «итоговое» портфолио - обычно используется для получения суммарной оценки знаний и умений обучаемого на основе интегрирования оценок, полученных по различным дисциплинам учебного плана. Формы представления итоговой работы могут быть самыми различными, нередко используются аудиовизуальные средства или электронные версии законченной работы студента. Четвертый вид портфолио также обязательно содержит подготовленное студентом письменное обоснование выбора работ, включенных в представленные итоговые результаты.
Основными принципами формирования портфолио являются непрерывность (постоянный сбор данных); диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); проблемная ориентированность (включение в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); технологичность критериев отслеживания (включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания); широкий спектр обнаружения изменений (возможность выявления необычных результатов, аномалий); обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); научность (научная обоснованность модели и отлеживаемых параметров); вариативность (возможность внесения изменений в структуру мониторинга).
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи, к которым можно отнести:
- поддержку высокой учебной мотивации студентов;
- повышение активности и самостоятельности студентов;
- расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной деятельности студентов.
Одной из технологий создания этого инструмента является on-line портфолио. В его общей структуре можно выделить четыре основных компонента: материалы, подтверждающие достижение студентом основных задач курса; материалы, представляющие собственное видение студентом учебного материала; результаты осмысления проделанной им работы в рамках индивидуального плана; отчет о результатах выполнения завершающего проекта по осваиваемому курсу.
«On-line-портфолио» может принимать различные формы. Первая - портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведенную для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному шаблону. Вторая форма - портфолио позволяет студенту создать свою собственную веб-страничку и составить портфолио в соответствии с собственным понимаем форм отчета по курсу обучения. Хотя первый из этих двух вариантов несомненно легче в освоении и использовании, второй вариант дает студентам больше свободы, позволяет работать более самостоятельно, проявляя в полной мере способности к творчеству по результатам обучения.
В современных условиях основной парадигмой образования становятся: "учение - как учиться", "саморазвитие" и "обучение через всю жизнь". Преподаватель является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед ними различные пути и методы организации самостоятельного познания. Формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.
Работа студентов над личным профессиональным портфолио начинается в самом начале обучения, когда они на специальных занятиях знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним. На этом этапе они имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе можно начать работу по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по специальности.
Несмотря на многие нерешенные организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны педагогов, преимущества портфолио несомненны. В целом портфолио обеспечивает:
- непрерывный процесс отслеживания и оценивания качества учебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению;
- многомерные представления о различных учебных достижениях и учебной деятельности;
- оценки мыслительной деятельности студента, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения нестандартных задач, понимания учебных предметов и овладения соответствующими навыками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». - М.: Е-медиа, 2007. - с. 48
- Разработка и сертификация аттестационных тестов: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2007 - 91с.
Работа представлена на II научную международную конференцию «Современное обеспечение учебного процесса», Индонезия (о. Бали), 22-29 января 2008 г. Поступила в редакцию 16.01.2008.
Библиографическая ссылка
Полежаев В.Д., Полежаева М.В. ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – С. 77-78;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23337 (дата обращения: 23.11.2024).