Казахстан издревле был вовлечен в мировой культурный процесс. Транзитные особенности Казахстана, культурный обмен отчетливо проявились с открытием Великого шелкового пути. Культурные контакты стали интенсивно развиваться в новое время. Особое географическое расположение на перекрестке Востока и Запада определили этнический облик Казахстана. Анализ фонда научной и специальной литературы по проблеме исследования показывает, что в республике существует три группы народов, определяющих ее этнический облик. Это казахи, европейское население (восточные славяне, немцы), а также татары, народы азиатского и кавказского происхождения (узбеки, уйгуры, турки, азербайджанцы, дунгане, таджики, курды, объединенные общей конфессией и основанной на ней общностью образа жизни.
По мнению Президента Н.Назарбаева "...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство, в котором ведущими являются два потока. Один отражает возрождение казахской культуры и ее составных элементов, языка. Идет объективный процесс восстановления утраченного. Другой поток - русскоязычная культура, основой которой являются исконные традиции русского народа и все то, что они впитали в ходе многовекового развития.
Признание самостоятельно существующих культурных потоков не отрицает их взаимодополняемости и взаимообогащаемости, что не означает ассимиляции. Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности" [1].
Становление поликультурного образования в Казахстане имеет характер диалектического развития и связан с историей Российского государства. Школы с полиэтническим составом учащихся стали появляться в Российской империи в конце XIX века. Этому способствовало быстрое развитие капитализма в России, капиталистическое развитие народов, входящих в ее состав. Национально-образовательная политика в Казахстане строилась на гуманной основе, но с ориентацией на русификацию. Этот процесс разворачивался поэтапно. Открытие школ имело прогрессивное значение. Многие российские учителя, долгое время работая в казахских школах, прониклись глубоким уважением к казахскому народу, стали изучать казахский язык. Приобщая население к русской культуре, учителя бережно относились к национальной культуре казахов. После 1917 года число таких школ резко сократилось, начали появляться национальные школы. Это было связано с Октябрьской революцией, приведшей к распаду Российской империи и повлекшей за собой создание новых независимых государств. В те годы происходило становление и расширение национальной школы.
Новый толчок для роста числа школ с полиэтническим составом учащихся дала Великая Отечественная война. Происходили перемещения больших масс людей различных национальностей из западных районов на юг и восток СССР. Уже к весне 1942 года в тылу было размещено 7417 тысяч эвакуированных, в том числе около 600 тысяч человек в Казахстане. В составе эвакуированных оказались тысячи школьников, обучавшихся в тех школах, которыми располагала республика. Вследствие этого основная масса школ приобрела статус полиэтнических.
Большую роль в расширении школ сыграло освоение целинных и залежных земель, строительство крупных промышленных предприятий в Казахстане. Осваивать новые земли Казахстана приехали добровольцы со всех концов Советского Союза, представители разных национальностей.
Таким образом, развитие экономических связей в стране, рост промышленного производства, возникновение новых городов и поселков, урбанизация, миграционные процессы способствовали широкому распространению учебных учреждений с полиэтническим составом населения.
В связи с принятием в феврале 1993 года Конституции Республики Казахстан, где официально государственным языком был объявлен казахский, а языком межнационального общения - русский, в республике существенно сократилось число школ с преподаванием на русском языке.
Сегодня поликультурность и поликультурное образование обусловливается государственной национально-языковой образовательной политикой. Ее принципы отражены в Конституции Республики Казахстан, законах "О языках в Республике Казахстан" и "Об образовании", "Государственной программе функционирования и развития языков на 2005 - 2010 годы". Статья 6 "Закона о языках" гласит: "Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на свободный выбор языка воспитания и обучения". В статье 8 Закона "Об образовании" подчеркнута важность "воспитания гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций...; приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории обычаев и традиций казахского и других народов республики" [2].
За десятилетие независимости Казахстан прочно вошел в ряды мирового сообщества. В республике сложилась система образования, во многом отвечающая мировым стандартам. Подготовка молодых специалистов - дело государственной важности. С выходом Казахстана на арену международного сотрудничества, укрепления его международных контактов как со странами Запада, так и Востока, проблема подготовки кадров приобретает особую значимость. Государству нужны не только образованные, но критически мыслящие люди, с активной жизненной позицией, умеющие ориентироваться в потоке возрастающей информации, владеющие иностранными языками. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда речь идет о конвертируемости казахстанских дипломов и подготовке специалистов за рубежом в рамках президентской программы "Болашак".
Следует отметить и то, что за последние 10 лет население Казахстана уменьшилось на 1,6 млн. человек. Наблюдается самый низкий уровень рождаемости - 14.0 младенцев на 1000 человек населения. За эти годы отрицательное сальдо международной миграции составило около 2 млн. человек при снижении процесса иммиграции. В 1999 году в республику прибыло в 5,6 раза меньше человек, чем в 1991 году. Эти процессы привели к изменению этнодемографического состава населения: увеличение казахов до 53, 4 %, уменьшение русских до 30%, украинцев - 3, 7%, немцев - 2, 4%, татар - 1,7%, белоруссов - 0,7% при повышении удельного веса турок, азербайджанцев, курдов и дунган - 1%.
В Государственной программе развития образования определена стратегия воспитания поликультурной личности, владеющей как минимум тремя языками, уважающей культуру и традиции народов мира. (С начала 2004 - 2005 учебного года экспериментальная работа по введению обучения на трех языках ведется в 26 школах республики. В эксперименте участвуют 770 учащихся 7-х классов школ с казахским и русским языками обучения.) Государственная программа предусматривает выделение значительных ресурсов из госбюджета на создание условий для изучения языков. В 2005 - 2007 годах были обеспечены лингафонными и мультимедийными кабинетами 6230 учреждений образования (80%).
Особое место в системе образования занимает изучение казахского языка. Расширяется сеть школ с казахским языком обучения. В 2006 - 2007 учебном году их число возросло на 50 единиц. Вместе с тем, в связи с сокращением в отдельных областях сети школ с казахским языком обучения, недостатком в них ученических мест, общее количество обучающихся на государственном языке остается на низком уровне. Например, в Северо-Казахстанской области только 19,4% школьников обучаются на казахском языке, в Костанайской - 21,4%, в городе Астана - 34,8%.
Подготовка в вузах учителей казахского языка и литературы для школ с русским языком обучения требует кардинального улучшения. Особого внимания требуют вопросы совершенствования методики преподавания, повышения качества учебников по казахскому языку для школ с русским языком обучения.
В Казахстане поликультурное образование относится к сравнительно новой области педагогического знания. Вместе с тем, можно выделить две особенности развития этого направления. Во-первых, поликультурное образование рассматривается в большинстве случаев как альтернатива интернациональному социалистическому воспитанию, которое рассматривалось в СССР как условие идеологического единения общества. Существовавшие в советской педагогике концепции интернационального воспитания и воспитания культуры межнационального общения, разработанные Э.А. Баграмовым, З.Т. Гасановым, М. Курановым, Д.И. Полторак, несмотря на признанную гуманистическую направленность, не могли ответить на вызов, сделанный отечественной системе образования требованиями современного этапа развития цивилизации, резкими социально-демографическими изменениями в стране, возникшими в результате распада СССР и притока беженцев из бывших союзных республик, активизации процессов национально-культурного самоопределения народов Республики Казахстан. Возникла насущная необходимость в поликультурном образовании.
Во-вторых, теория отстает от практики. Имеются лишь отдельные теоретические исследования, посвященные проблеме межнационального общения (Н.А. Асипова, Р.А. Дюсукова, Д.М. Жазыкбаев, З.Ж. Кашкимбаева, А.Т. Москаленко), поликультуному обучению и воспитанию студенческой молодежи (З.Б. Кабылбекова, Л.В. Колесникова, Б.Э. Тлеулов).
Практика поликультурного образования значительно шире: издано пособие для учителей "Образование в мультикультурной среде", подготовленное на базе Школы духовного согласия "Парасат" [3]. Авторы утверждают, что в полиэтническом государстве, в котором проживают представители более чем 130 наций и народностей, становится необходимой динамично развивающаяся система межэтнических отношений, гармонично сочетающая в себе особенности общегражданского согласия, традиционного гражданского менталитета и национального самосознания других населяющих Казахстан народов. По образному выражению И.Амбросевич, цитируемому в пособии, "...нам не нужен котел для плавки однородной нации, а нужна мозаика, создающая образ единого народа". Пособие предлагает материалы к факультативным курсам "Культура народов Казахстана", "Духовное наследие народов Казахстана", а также этнопсихологии, музыкальному и декоративно-прикладному искусству народов, населяющих республику.
Весьма близки к пониманию проблемы поликультурного образования педагоги средней школы № 15 города Алматы, где работает творческая лаборатория мультикультурного образования. По их мнению, общеобразовательная школа не может разрешить политические, экономические, этнические конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму. Она может помочь школьникам понять, осознать и оценить их собственную культуру. При этом дети видят мирные пути решения проблем в обществе, обретают навыки адекватной оценки как отдельных людей, так и социальных групп. Педагоги выделяют следующие уровни становления индивида мультикультурной личностью: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культурных традиций, утверждение культурных различий.
В школе № 6 г. Актау по словам директора В.А. Ястремской: "...обучаются дети разных национальностей. Живут они в мире и согласии, сидят такие разные (черные, белые, маленькие, большие, конопатые, курносые, рыжие и желтые) за общими партами, ходят друг к другу в гости, познают культуру, обычаи, традиции других народов. Чтобы воплотить в жизнь цель: дружба не имеет границ, в нашей школе мы решили открыть Детскукю ассамблею..." [4]. В школе организовано 16 национальных центров: русский, укараинский, азербайджанский, татарский, корейский, осетинский, армянский, лезгинский, чеченский, немецкий, грузинский, туркменский, молдавский, киргизский. Осуществляя сотрудничество со всеми нацонально-культурными центрами города, работая в тесном контакте с родителями (шитье костюмов, разучивание национальных танцев), дети поют песни на родном языке, познают традиции, обычаи, мудрость народов.
Приходится с сожалением констатировать, что поликультурное образование ограничено деятельностью педагогов-энтузиастов отдельных школ. Между тем анализ состояния проблемы в средней общеобразовательной школе показывает, что поликультурное пространство не должно быть замкнуто границами учебных учреждений.
Педагогическая общественность средних учебных учреждений констатирует, что существует необходимость проведения областным Институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров работы в сфере поликультурного образования. Целесообразны: языковые тренинги для учителей области, семинары по вопросам формирования поликультурной личности через полилингвальное образование, языковые олимпиады для старшеклассников. Преподавателям и методистам института следует производить отбор оптимальных технологий обучения языкам, основанных н принципах полилингводидактики, разрабатывать внеклассные поликультурные мероприятия. В связи с небольшим объемом информации по поликультурному образованию, возможно создание отдельного сайта института, где учителя области могли бы найти информацию по интересующим их вопросам.
На уровне высшей профессиональной школы практическая работа в области поликультурного образования проявляется в виде создания Казахским университетом международных отношений и мировых языков им. Абылай хана в 2000 году научно-исследовательского центра по проблемам межкультурной коммуникации и перевода, в рамках которого проводятся научные исследования теоретического и прикладного характера. Особенность деятельности университета, связанная с обучением восемнадцати иностранным языкам и через языки - культуре говорящих на них народов, предполагает подготовку студентов, которые всесторонне изучают культурные ценности, представления, поведение и модели мышления представителей зарубежных государств, языки которых они осваивают.
Позитивна идея создания Центрально-Азиатской Ассоциации по деловому общению, объединяющей специалистов Средней Азии и Казахстана в деле поддержки и развития научных исследований, преподавания и практики делового общения.
Исследования в области межкультурной коммуникации и перевода в силу их актуальности приобретают общеказахстанский масштаб. Сотрудниками Научно-исследовательского центра по проблемам межкультурной коммуникации и перевода сделаны определенные практические шаги в плане координации и унификации научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в сфере межкультурной коммуникации и перевода. На семинаре, проведенном на базе Института актуального образования "Болашак", в котором приняли участие представители семи вузов Караганды, было выдвинуто предложение о создании филиала Научно-исследовательского центра по проблемам межкультурной коммуникации и перевода в Центральном Казахстане.
Межкультурный компонент образования в качестве специального курса был внедрен в процесс обучения в КазУМОиМЯ и в настоящее время согласно государственному стандарту высшего профессионального образования по ряду профильных специальностей является обязательным предметом. Главной задачей межкультурного компонента образования является выработка у будущих специалистов чувствительности к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, гибкость в принятии альтернативных решений, отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Итак, поликультурное образование в Казахстане как одно из магистральных направлений развития отечественной педагогической теории и практики находится в поиске своих фундаментальных оснований, нуждается в концептуальном обогащении.
В связи с этим, большое значение имеют исследования этнографов (Ж. Артыкбаев, Х. Аргынбаев, Ю.В. Бромлей, И.С. Кон), историков (М. Козыбаев, М. Муканов, М. Сужиков и др.), социальных философов (Ж.М. Абдильдин, З. Мукашев, А.Н. Нысанбаев, К.Ш. Нурланова, В.С. Собкин), этнофилософов (А.Н. Нысанбаев, Р.Б. Абсаттаров), этнополитологов (И. Кушербаев и др.), этнокультурологов (Ж.К. Каракозова, А. Сейдимбеков, В. Тимошинов), фольклористов (А Диваев, С. Каскабасов, А. Коныратбаева, В. Радлов), этнопсихологов (Ж. Алтаев, Н. Джандильдин, К.Б. Жарыкбаев, И. Жукеш, Н. Еликбаев, Ж.И. Намазбаева, К.Ш. Нурланова, М. Орынбеков, В.К. Шабельников), этнопедагогов и социальных педагогов (В.А. Афанасьев, Ж. Асанова, К.Б. Болеева, Г.Н. Волков, К.Б. Жарикбаева, А.Э. Измайлов, С.К. Калиева, К.Ж. Кожахметова, М. Кошерова, К. Сейсембаев, М. Сембаева, Т. Тажибаева, С.А. Узакбаева, Г.М. Храпченкова ) и др.
Изучение научной литературы позволяет констатировать, что образование в учебных учреждениях с полиэтническим составом учащихся должно выступать как специфическая деятельность, что обусловлено своеобразием задач, содержанием и организацией этой работы. Учебно-воспитательная работа представляет собой диалектическое единство общего и особенного. Общим выступают единые цели и задачи учебно-воспитательного процесса, принципы, содержание, методы, средства, приемы, критерии, ценностные приоритеты. Особенности обусловлены возрастным составом учащихся, типом учебно-воспитательного учреждения, природно-географическими, социально-экономическими, этническими и региональными условиями.
Общими принципами деятельности учреждений образования по развитию системы поликультурного образования в Республике Казахстан являются:
- открытость национальной системы образования, построенной на диалоге культур;
- учет специфических для Казахстана процессов меж- и внутриэтнической интеграции, этнокультурных особенностей каждого народа и этнической группы;
- воспитание уважения и интереса к национальным ценностям и особенностям Казахстана, языку, образу жизни, традициям, вере, национальной культуре;
- формирование у учащихся умения адаптироваться к поликультурной и полиэтнической среде.
Целью поликультурного образования является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.
К задачам поликультурного образования относятся:
- формирование представлений о культуре и культурном многообразии;
- приобщение к культурным ценностям народов, проживающих в Казахстане, формирование позитивных ценностных ориентаций к казахстанской культуре;
- формирование позитивного отношения к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями разных культур;
- формирование культуры межнационального общения.
Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.
Критериями отражения принципов поликультурного образования в учебном материале являются:
- отражение гуманистических идей;
- характеристика самобытных черт и общих элементов в культурах народов мира и этнических групп Казахстана;
- раскрытие процесса глобализации, усиления взаимосвязанности стран и народов в современных условиях;
- выделение многообразных форм взаимодействия и взаимовлияния культур.
Закончить статью мы хотели бы словами известного русского философа Н.Бердяева, относящимися к России. На наш взгляд, они полностью применимы к Казахстану: "... это «место встречи» Востока и Запада; эта встреча соединяет и разделяет, сближает и отдаляет; это и конфликт, и диалог - воплощённые «единство и борьба противоположностей» в культуре. Это социокультурный «водоворот»; это долгий и трудный поиск путей и форм культурного синтеза Запада и Востока. Этот поиск продолжается и сегодня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации.-М., 2000.-С.16-18.
- Закон Республики Казахстан "Об образовании". Казахстанская правда, 11 июня 1999 года - С. 3.
- Образование в поликультурной среде: Пособие для переподавателей факультативных курсов средней школы.-Алматы: ШДС "Парасат", 2001.-218 с.
- Интервью с директором школы №6 г.Актау В.А. Ястремской, 25 марта 2005 года.
Работа представлена на V научную международную конференцию «Cовременное образование. Проблемы и решения», Тайланд (Паттайа), 20-28 февраля 2008 г. Поступила в редакцию 29.01.2008.
Библиографическая ссылка
Лезина В.В. РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – С. 72-76;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23335 (дата обращения: 23.11.2024).