1
Процесс обучения, воспитания и развития личности направлен на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к природе и здоровью. Целью экологического образования студентов в медицинском вузе, элементы которого используются в процессе преподавания практически всех фундаментальных медицинских дисциплин, является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. За последнее десятилетие выделилось из гигиенических и экологических наук новое междисциплинарное направление - экология человека. Медицинская экология наполнена единой специальной методологией, новыми концепциями, которые бурно разрабатываются. Экология человека становится основным содержанием, стержнем глобальной экологии. Усложняющаяся из года в год экологическая обстановка является главной причиной роста заболеваемости населения. Это обусловливает особенности экологического образования в медицинских вузах. Кроме основных экологических проблем и законов, основ природопользования и техногенного влияния человека на среду обитания студенты-медики изучают влияние на здоровье человека деградации окружающей среды, энергетического состояния экосферы, геобиохимических кругооборотов питательных веществ. Многие регионы страны пересыщены пестицидами, нефтепродуктами, загрязнены диоксидами; серьезную проблему представляют тяжелые металлы, радионуклиды, микотоксины. Грубые нарушения экологического статуса, воздействие негативных факторов денатурированной природной среды приводят к неблагоприятным изменениям медико-демографических показателей, изменению структуры заболеваемости. Меняется патоморфоз инфекционных заболеваний, что проявляется отклонениями от их классического течения, вызванными влиянием различных экологических факторов, изменением иммунологической реактивности, вирулентности микроорганизмов и др. В связи с этим большую актуальность приобретает изучение совершенных методов диагностики и анализа их результатов, а также широкий охват населения профилактическими медицинскими осмотрами и пропаганда здорового образа жизни. Расширение представлений студентов о механизмах влияния экологических факторов на рецепторные системы организма открывает перспективу клинической и амбулаторной коррекции функционального состояния поврежденного организма. Особое значение имеет изучение индивидуальной реактивности организма, а также чувствительности различных органов и систем к воздействию загрязненной среды. Практически любое заболевание является следствием нарушений механизмов адаптации, основанных на оптимальности клеточного метаболизма, определяющего саморегулирование разных уровней, что является важнейшим разделом патологической физиологии. Существуют мультивариантные пути адаптационных перестроек и нарушений жизнедеятельности у лиц, различных по эколого-физиологическим и эколого-генетическим характеристикам. Ухудшение экологической ситуации сопровождается увеличением нагрузки на иммунную систему. В настоящее время определение иммунологических сдвигов является наиболее достоверным методом выявления начальных проявлений патологического влияния повреждающих факторов среды на организм, что важно в практической деятельности врача. Место иммунологии в экологии человека определяется тем, что различные загрязнения среды и повреждающие воздействия влияют, прежде всего, на иммунную систему, как эволюционно более молодую, выполняющую основную барьерную функцию по сохранению внутреннего антигенного гомеостаза. Основные направления экологии человека методологически связаны с иммунологическими концепциями. Неблагоприятное влияние изменений окружающей среды на здоровье человека является одной из актуальных медико-биологических проблем. Загрязнение среды обитания человека приводит к напряжению защитно-приспособительных реакций организма, часто выходящих за пределы компенсаторных возможностей человека и создающих определенные факторы риска развития многих заболеваний. Это подтверждается многолетним опытом нашей кафедры по изучению токсичности и опасности продуктов нефтехимического производства. Изучение студентами биологических маркеров, обусловливающих отклонения здоровья от нормы, с последующей разработкой научно-обоснованных профилактических мероприятий, определение зависимости различных форм заболеваний от факторов окружающей среды - лежат в основе учебного процесса. Многофакторность корреляционных связей возрастных, половых, конституциональных, пространственно-временных, социальных и т.д., а также многообразие и сложность взаимосвязи функциональных систем целостного организма с эндогенными и экзогенными факторами делают проблему адаптации одной из наиболее фундаментальных медико-биологических проблем современности, что и обусловливает ее место и методологическое значение в экологическом образовании врачей.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6.
– С. 47-48;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23221 (дата обращения: 23.11.2024).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)