Начнем анализировать новации реформ с проблемы перехода здравоохранения на практику семейного врача, то есть с создания системы врачей общей практики на определенное число населения, предусматривающую максимальное приближение медицинской помощи к больному человеку. Конечно, это очень хорошо и гуманно в отношении больного человека, но как обернется эта новация в отношении лечащего его врача! А вот как. Его малогабаритная квартира превратиться в проходной двор, в которой он и члены его семьи не будут знать покоя ни днем ни ночью, а в условиях нынешней криминальной обстановки в стране это еще и опасно для жизни. А как быть с отпуском? И уже совсем непонятно как будет осуществляться оплата труда каждого семейного врача, если число больных и тяжесть их состояния в отдельности может существенно отличаться друг от друга, а это во многом зависит от возрастного состава населения. Так создадутся крайне разные по объему трудовые затраты у того или иного врача. Все это диктует необходимость строительство офиса для каждого семейного врача, в котором он должен находиться круглосуточно. Вряд ли стиль работы «на износ» кому - то понравится. А это значит то, что нужно или ограничить работу семейного врача только 6 часами дневного времени, или создавать общество с ограниченной ответственностью из 4 врачей и 4 медицинских сестер, что позволит обеспечить круглосуточный режим работы по скользящему графику. Только это может разгрузить Скорую медицинскую помощь в вечерние и ночные часы работы. Для координации работы семейных врачей и для оказания им консультативной помощи при районных поликлиниках создать бригады врачей, с включением в их состав высококвалифицированных специалистов, таких как: хирург, невропатолог, окулист и т.д. Совместный осмотр этих врачей (по принципу проведения консилиума) будет способствовать своевременному распознанию природы заболевания. у каждого пациента. Освободившиеся кабинеты в поликлинике использовать для расширения вспомогательной диагностической службы, что существенно уменьшит очередь в эти кабинеты. Реализация этой программы требует больших капиталовложений, а значит реформу надо проводить постепенно с использованием опыта отдельных регионов, в которых созрели наиболее реальные условия для апробации.
Модель реформы здравоохранения конечно требует пересмотра характера подготовки врачей. Намеченная министерством образования РФ двухуровневая форма деятельности высших учебных заведений - подготовка или бакалавра, или магистра - не совсем верна, так как это к сожалению неизбежно приведет к закрытию многих школ отечественной медицинской науки, из которых, кстати, могли выйти и ученые, обогатившие отечественную и мировую науку. Однополярность развития науки ничего хорошего не сулит, так как место появление таланта всегда очень уж непредсказуемо, что свидетельствует об необходимости учитывать этот фактор и выбирать кандидатуру в ученые не по месту учебы, а по творческим способностям. По этой причине все студенты высших учебных заведений после окончания учебы должны быть равны друг перед другом, и если чья - то подготовка соответствует уровню «магистр», то так именно он должен и быть оценен, если даже и учился в какой - то периферической медицинской академии. То есть конечный результат учебы у каждого студента должен быть напрямую связан с усвоением им учебной программы и рекомендуемой медицинской литературы, участием в студенческом научном обществе и т. д.
Продолжительный опыт работы в медицинской академии свидетельствует и о том, что подавляющее большинство студентов даже на последнем курсе учебы, так еще и не определились с характером своей будущей врачебной деятельности. Однако объем их знаний по всем предметам соответствуют учебной программе. Складывается мнение о том, что именно их следует использовать в роли семейного врача, но их теоретическая и практическая подготовка не соответствует этому. Вместе с тем, некоторые выпускники с красным дипломом хотят быть или только хирургом, или другим специалистом. Естественно, они больше, чем первые, подходят под категорию «врач общей практики», однако работать им они не желают и если все же их направить на эту должность, то путного ничего из этого не выйдет, то есть лишив человека мечты государство только теряет будущего талантливого специалиста и не приобретет ничего в замен.
Библиографическая ссылка
Шапошников В.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 32-33;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23202 (дата обращения: 21.11.2024).