Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Парахонский А.П. Венглинская Е.А.
Как интегративная медико-биологическая дисциплина, общая патология выполняет функцию связующего звена между базисными фундаментальными науками и клинической медициной. Именно поэтому в образовательном и методологическом масштабе особая задача преподавания предмета состоит в том, чтобы на основе теоретических и прикладных знаний способствовать умению провести анализ патогенетических и саногенетических механизмов, необходимых для построения модели болезни и алгоритма её диагностики, а также обоснования принципов патогенетической терапии.

Новые программы, методы и средства обучения требуют от преподавателя медицинского вуза инновационного и творческого подхода к своим обязанностям. Всё большее значение приобретает не только квалификация по предмету, но и, а может быть, прежде всего, педагогическое мастерство. Это требует пересмотра существующей концепции медицинского образования. Концепция образования является значительно большим, чем собрание сведений по профессии, ибо человек должен не столько иметь образование, сколько быть образованным, то есть постепенно приобретать умение познавать мир природы и общество, а также познавать самого себя, должен становиться способным управлять собой, развивать свои внутренние силы, эмоции и умение сосуществовать с другими. Образование призвано формировать ориентированные на новаторство творческие личности, способные преодолевать трудности. Суть понимания содержания образования концентрируется вокруг трёх основных принципов: 1) постижения естественных и социальных реалий, то есть учебных программ, отвечающих требованиям науки, а также нуждам и интеллектуальным требованиям студентов; 2) приобретения человеком умений познавать себя, окружающий мир, общество, то есть философских, этических, эстетических, нравственных ценностей, и управлять собственной жизнью; 3) интегрального развития духовных сил индивида, то есть формирование мышления, активизациb личности, проявления её чувств, темперамента, воображения, способностей к коммуникации и взаимопониманию.

В новых условиях при поиске радикальных нетрадиционных и оптимальных решений в области преподавания медицинских дисциплин следует обращаться не столько к простой экстраполяции существующих до сих пор тенденций, сколько к новому мышлению, которое опирается на инновационные и альтернативные подходы.

Необходима реализация идеи обучения студентов при их максимальной активации и инициативе, как в познавательной сфере, так и практической, при свободном формировании ценностных ориентаций. В этой связи в учебных программах по общей патологии предусмотрено, что часть их содержания требует направляемого изучения, возможно, и путём самостоятельной учёбы, а часть усваивается в процессе непосредственного контакта с ценностями разных областей медицины, культуры и под воздействием изменяющейся реальности. Действующую до сих пор схему: преподаватель ведёт не имеющего своего мнения студента по тропе знаний, важно заменить динамично понимаемым партнёрством и сотрудничеством, в которых преподаватель является руководителем, организатором, советчиком ученика в его собственном, ничем ни скованном развитии и активной познавательной деятельности. При обсуждении концепций и принципов построения программ чаще всего внимание было обращено на: энциклопедизм, преобладание исторического содержания над актуальным, явное предпочтение в процессе преподавания информационного метода, по сравнению с проблемным, слишком общий характер содержания и малую полезность некоторых вопросов и разделов, а также отсутствие преемственности и связей между предметами, слишком малую связь теории и практики.

 Таким образом, при разработке учебных программ необходимо обращать особое внимание на:

  • обеспечение чётких связей между содержанием общетеоретических (базовых), обще профессиональных и специальных курсов при ведущей роли общеобразовательного знания, а также повышение значения методологического знания по отношению к энциклопедическому;
  • повышение значения междисциплинарного содержания путём реализации идеи взаимного проникновения научных (базовых и клинических) дисциплин, создания действительных (а не формальных) блоков проблемных занятий, путём сближения гуманитарного и специального медицинского образования;
  • развитие у студентов умений использовать теоретические знания в практической деятельности, создание условий для овладения типовыми профессиональными навыками, обеспечение возможности молодым специалистам быстро адаптироваться на месте работы и самостоятельно приобретать недостающие знания и специальные навыки.

Реализация современных учебных программ направлена на оптимальную организацию обучения, отвечающую потребностям здравоохранения, науки, просвещения и культуры, а также способствующую формированию личностей, ориентированных на нововведения и концептуальные решения и одновременно как можно лучше подготовленных к выполнению своих профессиональных ролей.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П., Венглинская Е.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 27-28;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23196 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674