Развитие общества является органичной частью процесса постепенного перехода человеческой цивилизации к новому этапу ее развития. Характерной особенностью этого процесса является изменение доминирующего вида деятельности человека, обусловленное переходом к индустриально-инновационному этапу развития общественного производства.
В настоящее время динамика преобразований в технологиях производства и социально-экономических структурах заметно опережает динамику смены человеческих поколений. Это означает, что в течение трудовой деятельности подавляющему большинству населения предстоит повышать свою квалификацию и осваивать новые виды профессиональной деятельности. Следовательно, непрерывное образование становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. Оно не может быть постоянным, отражая новые требования общества, обусловленные развитием науки, техники, производства. Все это ставит перед образованием новые задачи по обучению молодежи и созданию современных средств и технологий обучения.
В предшествующий период развития образовательной системы сложился тип "конечного образования", при котором полученные человеком знания, умения и навыки сохраняли свою ценность и востребованность на протяжении длительного промежутка времени профессиональной деятельности. Последнее было связано с медленной эволюцией общественного производства и постоянством структуры и содержания образования. Сегодня динамика изменений техники, технологий, форм организации труда превосходит скорость смены поколений.
Следовательно, высшее образование должно развиваться эволюционным путем с сохранением принципа преемственности, обеспечивающим непрерывное образование на протяжении всей жизни, которое позволит перейти от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к личностно-деятельностной, отвергающей все лишнее и бесполезное.
Несмотря на то, что советское инженерное образование во многом превосходило и превосходит зарубежное, следует отметить его недостаточную экономическую компетентность и отсутствие навыков предпринимательской деятельности, имеющих первостепенное значение в условиях рыночной экономики. Не секрет, что многие выпускники технических вузов в настоящий момент не востребованы экономикой. Следовательно, в основу модернизации высшего технического (инженерного) образования следует положить компетентностный подход, опираясь на системность и интегративность естественнонаучной и профессиональной подготовки будущего специалиста.
Компетентностный подход должен иметь кардинально инновационный характер по сравнению со старой моделью (знания - умения - навыки). Динамика временных перемен предполагает становление такой парадигмы образования, при которой чисто знаниевое образование оказывается уже недостаточным. Старение информации сегодня происходит значительно быстрее, чем заканчивается цикл обучения. Поэтому традиционный подход на передачу необходимого запаса знаний от преподавателя к обучаемому становится малоэффективным и оторванным от жизни. Восстановление утраченного равновесия между высшим техническим (любым другим) образованием и действительностью видится в смещении его целевой функции: от знаний, умений и навыков - к компетентности, т.е. к интегральным деятельностно-практическим умениям. На рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста на их основе выполнять определенные профессиональные обязанности.
Проблема компетентности будущего специалиста возникла из жизненной практики. Нередки случаи, когда студенты, хорошо знающие теоретический материал не могут применять его для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому возникает проблема в избирательном отборе тех знаний, которые действительно необходимы студентам инженерных специальностей с учетом их будущей профессиональной деятельности. Формально достаточный минимум указанных знаний определен Государственным стандартом, на практике же формирование этого минимума знаний, умений и навыков по каждой конкретной дисциплине - задача весьма сложная.
Отбор оптимального объема знаний для достижения нужных компетенций будущего инженера с позиций достаточного минимума - это не ограничение образовательных потребностей и возможностей обучаемых, а профессионально грамотный подход к проектированию образовательной программы по каждой конкретной дисциплине, отвечающей как интересам развития личности, так и потребностям общества.
На практике достаточный минимум реализуется через обязательный (государственный) компонент образовательного стандарта, который определяет ядро всей образовательной программы, ее устойчивую часть, призванную сформировать базовые знания на всю жизнь. Основу ядра для технических специальностей составляют дисциплины, обеспечивающие фундаментальную естественнонаучную подготовку, как то математика, физика, химия, информатика.
Вокруг ядра должна формироваться остальная часть образовательной программы, ее оболочка, под которой будем понимать тот каркас прикладных знаний, который является производным от фундаментальной составляющей. Знания, наполняющие оболочку, формируются под непосредственным влиянием общепрофессиональных и специальных дисциплин и должны отличаться практической (профессиональной) направленностью и иметь возможность динамического развития и обновления.
Библиографическая ссылка
Егорова И.П. ПРОБЛЕМА КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И СТРАТЕГИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 2. – С. 70-72;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23157 (дата обращения: 21.11.2024).