В рамках данной статьи мы не претендуем на всесторонний анализ проблемы. Она требует специальных исследований, так как отношение к этому вопросу неоднозначное. Сразу подчеркнем, что мы поддерживаем тех педагогов и родителей, которые считают важным обращение к основам религии в школе. Безусловно, речь не идет о том, чтобы воспитывать детей в духе определенного религиозного мировоззрения, так как принцип светского характера образования в государственной школе предусматривает, что никакая религия не устанавливается в качестве государственной и обязательной для всех учащихся. Главное знакомить учащихся с историей различных религий мира, религиозными традициями народов России и т.д. Такое ознакомление предполагает сообщение сведений о происхождении, истории религий, основных особенностях вероучений, принятых этических нормах, географии распространения, значимости той или иной религии в разных культурах и странах и т.д. Это будет способствовать расширению кругозора учащихся, воспитанию уважения и толерантности, как к своей нации, так и к представителям других культур. Учитывая поликультурный состав учащихся в современной школе, данная задача чрезвычайно актуальна.
Ученикам следует объяснить, что в истории человеческой цивилизации религия использовалась людьми, как для положительных, так и для отрицательных целей. Изза тесного взаимодействия религиозной и политической культур религия часто используется в политических целях для захвата власти, разжигания национализма. Учащимся необходимо знать, что сегодня религиозные группы не подразделяются в зависимости от этнических признаков, поэтому следует избегать стереотипирования народов (все русские - православные, а башкиры - мусульмане), так как подобная точка зрения не позволяет увидеть многообразия религиозных верований той или иной этнической группы, а также права человека придерживаться атеистических взглядов [3;133134].
Обычным явлением для современной школы стало приглашение священника для проведения бесед о религии. К этому наблюдается неоднозначное отношение. Мы согласны с Г.Д.Дмитриевым, который отмечает, что подобные встречи не приносят вреда, если имеют чисто познавательный характер, а не пропагандируют ту или иную религию с целью обращения учащихся в свою веру. Использование учителем на уроке религиозной литературы также допускается при условии ее связи с содержанием учебной программы (к примеру, для уточнения некоторых религиозных понятий при изучении творчества писателя или философа). Однако следует помнить, что чтение на уроке религиозной литературы само по себе расценивается как нарушение закона о светском характере государственной школы.
Знание учителем главных праздников различных религий будет служить знаком уважения к учащимся - представителям тех или иных религиозных групп. Это особенно важно, если дети представляют собой религиозное меньшинство в классе или школе. К примеру, если в классе есть ученики мусульмане, учителю следует знать, что во время 30дневного поста Рамазан мусульманину от восхода и до заката солнца запрещается есть и пить, поэтому на уроках физкультуры детей, исповедующих ислам, нельзя нагружать наравне с остальными учащимися. Как учителю, так и учащимся, следует проявлять толерантность, если ктолибо в классе внешним видом подчеркивает свою принадлежность к религии (к примеру, мальчикииудаисты иногда носят маленькую черную шапочку - ермолку, а девочкимусульманки покрывают голову платком). Содержание образования должно отражать религиозный плюрализм. Для этого учебник должен включать информацию о различных религиях, существующих в мире, а не только о тех, что исповедуются на данной территории [3;137146].
Поликультурный педагог способен разъяснить учащимся, что существуют иные по отношению, скажем к православию, религиозные конфессии. Нельзя забывать, что религиозное многообразие, безусловно, оказывает влияние на психологический климат в классе и школе, на характер взаимоотношений как между педагогами и учащимися, так и между самими учителями и учениками. Поэтому поликультурный учитель всегда избегает категоричности в своих суждениях относительно религий и учит детей проявлять религиозную толерантность. В этой связи нельзя не согласиться с К.В.Султановым, что «истинная поликультурность в сфере объединения научной и религиозной парадигм в образовании подразумевает высокую степень толерантности» [9;100].
Как правило, под религиозной толерантностью принято понимать разновидность политической толерантности, т.е. равное отношение государства ко всем религиям и вероисповеданиям, при котором главным условием выступает отделение церкви от государства и невмешательство государства в вопросы вероисповедания. К.В.Султанов предлагает определение религиозной толерантности, которое на наш взгляд боле точно передает суть самого понятия «терпимость». Итак, ученый отождествляет религиозную толерантность с «экуменическим движением», основанном «не на изобретении некой новой «вселенской» религии, но на диалоге (то есть межрелигиозном поликультурном диалоге) исторически сложившихся конфессий. Таким образом, религиозная толерантность подразумевает как обеспечение фундаментального неотъемлемого права свободы совести, так и экуменический конфессиональный диалог» [9;101].
Безусловно, введение элементов религиозного образования в педагогическую практику является серьезной и сложной проблемой, особенно в России, где многие произведения великих русских религиозных философов были запрещены в годы атеизма. За последние десятилетия отечественными и зарубежными авторами были изданы труды, где проблема взаимовлияния науки и религии серьезно переосмыслена с использованием большого объема исторического материала [1,2,4,6,7].
Изучение наследия русских философов, а также истории российской педагогики немыслимо без знания основ христианской культуры и православной традиции, а также той роли, которую она играла в педагогике.
Нельзя забывать и о том, что классики педагогической науки (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег) писали не об образовании «вообще», а именно о христианском образовании (К.В.Султанов).
Интересным в этой связи считаем опыт одной из московских школ, являющейся экспериментальной площадкой по апробации модели «Русская школа». Директор школы Н.Н.Костанян, рассказывая о данном эксперименте, подчеркнула, что они включили в программу новый курс русской словесности, который требует учитывать все, что связано с православием, историей. Здесь Библия подается учащимся как религиозный, нравственноэтический, исторический, литературный источник культуры. Нельзя не согласиться с тем, что понять словесность народа невозможно вне его истории, быта, нравов и верований. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что «человек, почувствовавший вкус познания на материале родной словесности, будет нравственно действовать во благо Отечеству» [5;72].
Обосновывая необходимость знакомства учащихся с Библией, Н.Н.Костанян пояснила, что среди множества создаваемых народом устных и письменных текстов существуют «тексты высокого порядка, в которых содержатся начала знаний в важнейших для человечества областях, а также выражаются непреходящие для той или иной культуры идеи, чувства и образы, формирующие мировоззрение, составляющие основу нравственности, влияющие на зодчество, живопись, музыку, на развитие самой словесности» [там же].
Как справедливо замечает Н.Д.Никандров, человечество не добавило в свою сокровищницу почти ничего, что уже не содержалось бы в Библии в смысле духовности, нравственности. При этом ученый подчеркивает, что речь идет только о нравственном содержании, а не о конкретных научных фактах. В силу того, что долгие годы атеизм был частью советской официальной идеологии, многие авторы не могли ссылаться на Библию, «но проходит время, и мы возвращаемся к животворным библейским истокам, потому, что в итоге они дают ответ на самые жгучие проблемы нашей современной нравственной жизни» [8;4].
Такой значимый для русской культуры текст, как Библия, невозможно полностью вычеркнуть из истории народа. Именно из Библии в русский и другие языки пришли такие крылатые выражения, как «глас вопиющего в пустыне», «не хлебом единым человек жив будет», «слуга двух господ», «не мечите бисера перед свиньями», «не взирая на лица» [8;3].
Как известно, «годы атеизма отдалили Россию от религии» и современные школьники и студенты скептически относятся к христианству, воспринимая его как «музейный экспонат», а не «реальное пространство бытия и культуры» (К.В.Султанов). Однако, предавая забвению «текст высокого порядка, мы теряем ключ к пониманию культуры мира в целом и конкретного народа в частности» [5;72]. Как подчеркивает Н.Н.Костанян, на основании ключевых текстов, каким в данном случае является Библия, появляются новые, которые, в свою очередь, обогащают и изменяют язык, оказывают влияние на быт, нравы и искусство народа. Если новые тексты изучаются в школе без опоры на свои первоисточники, нарушается культурноисторическая связь во времени.
Рассказывая о православии в курсе русской словесности, учащиеся параллельно знакомятся с мировыми религиями, их ответвлениями.
Курс «Училище благонравия, или история русской духовности в жизнеописаниях достопамятных людей Земли Русской» посвящен истории христианства, без знания которой невозможно правильное, всестороннее осознание русского языка, литературы и истории. Курс дает понятие о системе духовных ценностей, присущих русскому народу. Данный материал, по мнению авторов курса, играет важную роль в процессе нравственного становления учащихся, благоприятствует воспитанию подрастающей личности в духе уважения и любви к Родине, к своему народу. В то же время знания, полученные учащимися, не носят религиозного характера. Школьники последовательно знакомятся «с тем историкомировоззренческим полем, на котором возделывалась русская культура» [5;75].
Многие события, которые имели место в истории страны и происходят сейчас, трудно осмыслить, не учитывая влияния религии. Но для того, чтобы знать, как грамотно вводить религиозное образование в педагогическую практику, как использовать взаимосвязь религии и культуры для воспитания нравственного человека, любящего свой народ, свою культуру и уважающего представителей иных этнических и религиозных групп, требуются специальные исследования. Следовательно, педагогический аспект данной проблемы нуждается в дальнейшем изучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Горичева Т. Христианство и современная культура.СПб., 1998.
- Дмитриев Г.Д. Проблемы религиозного образования в России: Традиции и новый опыт.СПб., 1997.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.М.,1999.
- Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса.М., 1994.
- Костанян Н.Н. Чтобы не быть пришельцами на родной земле//Педагогика.1997.№1.С.7275.
- Кюнг Г. Великие христианские мыслители.СПб., 2000.
- Любищев А.А. Наука и религия.СПб., 2000.
- Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия//Педагогика.1997.№3.С.39.
- Султанов К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции.2е изд..СПб.:Издво политехн. унта, 2004.
Библиографическая ссылка
Бессарабова И.С. Воспитательный потенциал изучения религиозной культуры в советской школе // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 7. – С. 69-71;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23013 (дата обращения: 23.11.2024).