Нет сомнений, что в традиционной народной медицине, основанной на народном эмпирическом опыте, было много нерационального, а порой даже вредного для здоровья, например, лечение сулемой, парами киновари и мышьяка, настойка из сушеных тараканов или майских жуков. Вследствие незнания анатомии и причин заболевания лечение деревенских лекарей травами и лечебной магией сводилось к снятию сглаза и порчи. Правда, были «травматологи», вправляющие вывихи, лечившие опущение внутренних органов, переломы костей, которые имели некоторые представления об анатомии человека изучая её на животных. Были и «хирурги», лечившие порезы, укусы, нарывы и т.д., используя при этом знания о травах, средствах животного и минерального происхождения [5: 3].
Необходимо отметить, что было и рациональное зерно в этих лекарственных средствах и методах лечения. Научная медицина, изучая всевозможные настои, отвары, порошки, мази и другие целебные вещества, применяемые в народной медицине, исследуя их воздействие на организм человека, отбирала всё полезное для своей практики. Можно сказать, что традиционная народная медицина дала миру первых медиков, и базу для развития научной (рациональной) медицины.
Современный человек все больше использует достижения науки (химии, физики, техники и др.), перестает активно двигаться, дышит загрязненным воздухом, пьет отравленную воду, употребляет синтетическую пищу. Поскольку современные экологические условия обитания человека не отвечают нормам системы жизнеобеспечения, то это приводит к приобретению человеком новых болезней, некоторые из них возникают также и в результате социальных антагонизмов между людьми, вызванных завистью, злобой, агрессией. Современная научная (рациональная) медицина предлагает большое количество новейших химических и синтетических средств и методов лечения заболеваний. Однако эти средства, вылечивая один больной орган, приводят к заболеванию других. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 1980 г. 5% больных страдают от лекарственной зависимости и побочных заболеваний [6: 37].
Еще один, по мнению В.Г. Власова, недостаток современной медицины, «порождённый идеологией физиологического универсализма», заключается в том, что лекарственные средства часто назначаются больным без учёта индивидуальных особенностей человека, а это ведёт к снижению результативности лечения. Практикующие врачи как бы проводят над каждым пациентом «лабораторный эксперимент», в ходе которого подбирают для него индивидуально приемлемые лекарственные средства. Учёные считают, что этого не происходило в архаической народномедицинской практике, т.к. в основу лекарственных средств и методов их применения были положены «этноспецифические физиологические черты» отдельных этносов, то есть для каждого этноса существует свой набор лекарственных снадобий, характерный только для его биологических особенностей [3].
Населением Ульяновского Поволжья накоплен огромный опыт в области фармакологии и фармакопеи. На данной территории произрастает более 200 лекарственных растений, использующиеся в промышленном приготовлении различных лекарственных средств. В начале XX века 80% лекарств в России изготовлялось из растений. К середине XX века это соотношение резко сдвинулось в сторону синтетических препаратов, но всё же более 45% лекарств содержат растительную основу [2; 4: 274].
В народной медицине Ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения. Например, при желудочнокишечных заболеваниях крестьяне использовали молочнокислые продукты, при простудных заболеваниях и при обморожении использовали барсучий, гусиный, а при туберкулёзе собачий жир. В качестве антисептического средства применяли мочу человека и животных. При ожогах использовали желчь животных и рыб, при заболевании суставов прикладывали голубую глину и т.д. Многие рецепты из народной медицины изучены и используются в современной медицине. Стоит только заглянуть на прилавки аптек, и можно увидеть целый арсенал лекарств, изготовленных из природных средств биологических и минеральных. Здесь и лечебные препараты на основе вытяжек из лекарственных трав, и сухие сборы от различных заболеваний, и различные мази, бальзамы и многое другое.
Таким образом, современная медицина (рациональная), прежде чем стать научной, прошла большой и сложный путь. Базируясь на знаниях и практическом опыте народной медицины (этномедицины), развиваясь в научном направлении, рациональная медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей «прародительницы». Но за последнее время социальноэкономические условия жизни народа всё чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты» или просто обратиться к бабушке - знахарке, чтобы заговорила фурункул или рожу, бородавки или другие кожные заболевания. Несмотря на достижения научнотехнического прогресса, человек остаётся неразрывно связанным с природой. И в трудную минуту на помощь может всегда прийти всё, что создано природой и накоплено практикой народной медицины: растения, минералы, грязи, вода, песок, глина, даже запахи и ароматы цветов. А научиться и правильно использовать всё это нам помогает народная медицина.
Автором обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сёл. Анализируя ответы анкет, рассмотрим отношение жителей сел к народной медицине.
На вопрос: «Если заболели, куда идёте лечиться?» 58,7% ответили, что идут к врачу (большинство опрошенных). 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю. 40% лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины. 8,3% сельских жителей всё же обращаются (если врач не помогает) к знахарям и «бабушкам».
Лечением травами применяют 73,4% опрошенных. Это самый большой процент применяемых биологических средств лечения. Второе место из этой группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю приходится 63,9%. На третьем месте оказались средства животного происхождения, а именно лечение молочными продуктам (49,3%). Небольшой процент отводится лечению выделениями человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).
На вопрос: «Применяете ли Вы средства минерального происхождения?» 44,9% дали положительный результат. 29,2% применяют для лечения воду естественных источников и родников, а также минеральные воды. 42,8% жителей используют физиотерапевтические средства: тепло, холод (накладывают холодные и согревающие компрессы), используют тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% респондентов.
На вопрос: «Применяете ли Вы лечебную магию?» ответы распределились следующим образом: «не применяю» - 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» - 14,6%, «лечусь молитвами» - 18,3%.
Были и другие вопросы.
Как видим, самым распространённым средством борьбы с недугами является траволечение, лечение продуктами пчеловодства и лечение молочными продуктами. Это самые доступные средства лечения в народной медицине, применяемые в быту. Профессионалами в народной медициной называют лекарей, практикующие лечебную магию наряду с другими средствами лечения, использующие молитвенные и заговорные тексты.
История свидетельствует, что вера в сверхъестественные силы Природы и Бога существовала всегда. Трудно сказать, что больше помогало людям: биологические средства лечения или вера в Бога. Ни одно дело в народе не обходилось без молитв. Любой врачеватель, чем бы он ни лечил, обязательно обращался с молитвой к Богу. При использовании трав (их срезом, сушкой, лечением), средств животного или минерального происхождения читалась молитва. Вера в Высшую духовную силу помогала врачевателю облегчить страдания больного, а больному исцелиться. Для верующего важно искренне обратиться к Богу за помощью. Всякое лечение должно начинаться с духовного стремления человека очиститься и справиться с посланным ему испытанием. Самые главные молитвы при лечении у православных крестьян Симбирско - Ульяновского Поволжья это «Отче наш», «Пресвятая Богородица», «Николай Угодник», «Живые помощи». Татары при лечении читают молитвы из Карана: «Аятел Курси», «Ан нас суросе», «Фалак сурасе» и другие.
Таким образом, традиционная народная медицина сохраняет свою роль в системе жизнеобеспечения до настоящего времени. Живучесть этих традиций поддерживается социально - экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, т.к. государственная медицина становится труднодоступной. Приёмы к врачу, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Роль народной медицины возросла в настоящее время ещё и потому, что многие врачи стараются приписать пациенту дорогостоящие импортные лекарственные средства, недоступные для многих граждан области. Ведь недаром на прилавках магазинов раскупаются многочисленные книги по народной медицине, включающие в себя не только рецепты лечения травами, средствами животного и минерального происхождения, но и рекомендации по применению лечебной магии, как белой, так и черной. Хотя, собственно говоря, эти книги, попадая к несведущим людям в области народной медицины, скорее могут принести вред, чем пользу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Брехман, Ю.В. Этнографические аспекты изучения народной медицины / Ю.В. Брехман// Тезисы Всероссийской научной конференции. Л., 1976.
- Бромлей, Ю.В., Народная медицина как предмет этнографических исследований / Ю.В. Бромлей, А.А. Воронов // Советская этнография №5, 1998. - С.318.
- Власов, В.Г. Место этнической медицины в современном мире / В.Г. Власов // Тез. VI конгресса этнографов и антропологов России. - СПб., 2005. - С. 342.
- Грушевицкий, И.В. Вопросы фармакогнозии, № 5 / И.В. Грушевицкий // Труды Ленинградского Химикофармацевтического института. Т.XXVI, 1968. - С. 274.
- Маркова, И.И. Полная энциклопедия народной медицины / И.И. Маркова. - СПб., М., 2005. - 649 с.
- Никонова, Л.И. Традиционная медицина финноугорских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения / Л.И. Никонова. - Саранск, 2000. - С. 178.
Библиографическая ссылка
Порозова А.Д. Место традиционной народной медицины в современной жизни этноса (на примере Ульяновской области) // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 7. – С. 59-62;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23007 (дата обращения: 23.11.2024).