Усложняющееся противоречивое взаимодействие Мира Природы и Мира Человека настоятельно требует инновационных подходов в образовании подрастающего поколения, поведение которого должно быть адекватным соцоприродной динамике.
Безусловно, педагогические инновации опираются на гуманистические традиции, которых достаточно много в отечественном образовании. Одной из таковых является сочетание когнитивного освоение окружающего мира, с эмоционально-чувственным восприятием мира природы, сопереживание с ним. Такой подход созвучен с развитием теориии и практики ноосферного образования.
Ноосферное образование, основанное на взглядах и идеях выдающихся мыслителей современности таких как В.И. Вернадский, (теория биосферы и ноосферы), А Швейцера (теория универсальной этики), Н.Н. Моисеева (идеи коэволюции и экологического императива), Вентцеля (космической педагогики) привлекают все большее внимание педагогической науки, разрабатывающей образовательные системы, адекватные современному развитию цивилизации.
Особенно востребованными становятся идеи ноосферного образования в плане интеграции естественнонаучного, гуманитарного и технического знания, включения в образовательный процесс рационального и иррационального знания, а также незнания как обучающего компонента. Также ноосферное образование, основанное на идеях коллективного созидания, предполагает гармоничное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся, наполнение процесса обучения и воспитания нравственно-этическими нормами, общечеловеческими ценностями, философскими смыслами бытия уже на уровне начальной школы.
Разрабатываемая нами модель педагогической системы ноосферного образования предполагает расширение естественнонаучного знания культурологическими, усиливая, таким образом, эмоциональный компонент обучения. Гуманитарные же знания предлагаем дополнять рациональными знаниями. Такое взаимопроникновение на одном уроке или занятии способствует гармоничному развитию личности, в котором равноценно участвуют правое и левое полушария головного мозга ребенка. Кроме того, дети более адекватно воспринимают окружающий мир, не разделенный учебными предметами. Собственно педагогическая технология становится здоровьесберегающей, школьная жизнь при этом наполняется новыми смыслами единства эмоционального восприятия и интеллектуального познания мира. Появляются дополнительные возможности включения в процесс познания сенсорных систем.
Так при изучении природных процессов, например энергетических связей или трофических уровней в экологической системе, мы включаем эстетические задачи. Учащиеся в таких задачах рассматривают симметрию, ритм, другие устойчивые признаки красоты. По утвверждению Аристотеля «прекрасное в искусстве, не адекватно прекрасному в жизни, в главном ему соответствует». Кроме изучения всеобщих признаков красоты как меры совершенства учащиеся осваивают некоторые эстетические категории, такие как «прекрасное», «трагическое», «комическое». Такой подход позволяет развивать мотивацию по наблюдению за измением цвета и звуков в природе. Развивается и сочинительство, часто при этом возникает катарсис. Достаточно продуктивным методом обучения в рамках ноосферного образования является включение в содержание экологической экскурсии эстетической составляющей, помогающей раскрывать субъективное и объективное в прекрасном, прекрасное в жизни и прекрасное в искусстве, гармонию, соразмерность и целесообразность (дождевой червь устроен не менее целесообразно арабского скакуна - и в этом они прекрасны по - своему).
Освоение разнообразия в природе помогает принять разнообразие в искусстве: Вольтер - Шекспир, Корнель - Дидро, Рафаэль - Рубен. Занятия на ассоциативное восприятие целесообразности природного и культурного разнообразия развивает у детей толерантность. Комплексное исследование экологической системы позволяет динамику природных процессов соотнести с восприятием звуков, ритмов, расширить поле познания. Восприятие ритма в природе содействует ясности, четкости, стройности, которое распространяется учащимися на художественные произведения. Они тоже имеют свой неповторимый ритм. В процесе осоения природы учащиеся постигают художественный образ природы через цвет, форму, движение, в определенном пространстве и времени, в его динамической цельности и пластичности всех элементов и частей.
Ноосферное образование позволяет создать условия для эстетического вхождения учащимися в мир природы, уравновесить формально-логические формы деятельности с эмоционально-иррациональными.
Мы полагаем, что эмоциональные виды деятельности, воспитывают чувство красоты и гармонии, развивают творческую личность, помогают находить гармонию между творчеством человека и творчеством природы, вносят неоценимый вклад в формирование холистического (целостного) представления о мире. В образовательный процесс привносится контемплятивный (созерцающий), подход, помогающий зрительно воспринимать красоту природы, ее элементы, части, явления. Такое состояние необходимо воспитывать. Зрительное восприятие природы через созерцание мы связываем с наукой эйдетикой ( наука о виденном). В психологии разработано учение о совершенно определнной духовной предрасположенности, названной эйдетической, которая наблюдается, главным образом, у детей и подростков, в создании необыкновенно ого субъективного зрительного образа.
Эйдетик может представлять отсутствующий предмет, его образ, цвет, форму, положение в пространстве. Как считают ученые, исследующие данную проблему, феномены, соответствующие эйдетическим зрительным образам, существуют и в других органах чувств, например, слуха.
Виденные ранее пейзажи, краски в природе, звуки, формы, можно воспроизвести в рассказе, стихах, рисунке, скульптуре или спроектировать явления. Созерцание природы способствует эмоциональному возвышению личности.
В разработанной нами модели ноосферного образования, созерцание во время экологических, исторических экскурсий дополняется и насыщается звуками природы. Звуки природы органично затем включаются в музыкальное искусство, которым и завершается данное занятие. Мир, который окружает ребенка, наполнен многообразием звуков, и этот акустический ряд является дополнительным каналом связей с природой. Природа является реальной звуковой средой и без ее познания, окружающий мир остается ущемленным. Образовательную ценность имеют в этом контексте голоса людей и сочиненная композитором симфония, шум ветра и шелест травы, пение птиц и рокот самолета.
Безусловно, естествознание полезно дополнять такими размышлениями, например, о цвете, которые мы находим у С.М.Эйзенштейна в его работе «Цвет в кино», В. Кандинского «О духовном в искусстве, И.В.Гете «К учению о цвете (хроматика).
Приведенные нами лишь некоторые штрихи интеграции естествозания и эстетических явлений в ноосферном образовании, тем не менее, свидетельсвуют о необходимости привнесения инновационных преобразований и в подготовку учителя, которому предстоит реализовать предложенные идеи в практике образования.
Следует признать, что высшая педагогическая школа к этому процессу сегодня не готова. Требуются серьезные трансформации программ профессиональной подготовки учителя на основе идей ноосферного образования. К этому нас обязывает социоприродная динамика и системный кризис образования
Мы предлагаем включить в систему подготовки учителя полисенсорную педагогическую технологию по освоению студентами интегративного подхода в образовании на принципах ноосферного образования. Такая технология включает освоение студентом методики использования всех сенсорных систем человека в педагогической деятельности на уровне их интеграции: зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и осязательных.
Но для этого необходимо в педагогическом образовании пересмотреть организацию и содержание квазипрофессиональной деятельности студента- будущего педагога. Особое место в этом процессе будут иметь занятия и тренинги по развитиию органов чувств, расширению каналов связей с окружающим миром. По нашему мнению, педагогу недостаточно иметь, пусть и высоко качества, фундаментальную научную подготовку.
Перед ним мы ставим задачу развития чувственного освоения окружающего мира, что и будет означать более адекватное отражение социоприродной динамики в его профессиональной деятельности. Такой подход в педагогическом образовании будет способствовать, по нашему мнению, решению некоторых задач опержающего образования к которому мы и относим - ноосферное образование.
Библиографическая ссылка
Сикорская Г.П. ПОЛИСЕНСОРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 5. – С. 48-49;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22926 (дата обращения: 21.11.2024).