К сожалению, образованные люди, овладевшие знаниями, умениями и современными технологиями, но бездуховные и безнравственные злоупотребляют ими. Наша современность, да и вся история изобилуют подобными примерами.
Сопутствует ли развитие образования нравственному прогрессу?
Связывается ли образовательный процесс с нравственными проблемами? Пронизан ли путь овладения знаниями, умениями и опытом творческой деятельности пониманием ответственности за себя знающего, умеющего и могущего? К, сожалению, не так часто.
Придавая системе образования опережающую функцию развития общества, ученые и общественные деятели связывают с этим надежду на раскрытие огромного потенциала образования для достижения самым эффективным путем нового качества жизни, преодоления кризисов, бедности, вражды, нетолерантности. Образование, создавая новую культуру и этику, основанную на принятии ценности человека и благоговения перед жизнью, представляет возможность подрастающим и старшим поколениям достойно самоактуализироваться и самореализоваться в единстве целей и ценностей личности и общества, непротиворечивости прогресса в знаниях, науках и человеческой нравственности.
Ситуация свободы, столь непривычная для российского общества, обусловливает развитие социального и личностного смысла выбора в широком пространстве жизни как внешнем по отношению к личности, так и внутреннем. В основе ориентации на внешнюю оценку (экстернальность личности) и внутреннюю (интернальность личности) лежит смысловая регуляция. Смысл «сцепляет отдельные действия в целостную эффективную деятельность», - пишет психолог В.П.Зинченко и предопределяет смысловую регуляцию поведения человека и связанную с ней активность и избирательность в той или иной жизненной ситуации.
Личностный и социальный смысл как базовая составляющая смысловой сферы может получить значительное развитие в целостной системе образования и, особенно в высшем образовании, если обратиться к ценностям антропокосмического миропонимания, возникающего на основе ноосферного мышления. Тогда основное измерение смысла и назначения образования совпадает с этическим, нравственным измерением человеческого существования, при котором человек - творящий субъект. Роковой вызов человеческому разуму, сделанный нашим временем, коренным образом изменившаяся жизнь новых поколений в условиях ядерной угрозы, экологического кризиса, разрушительности средств массовой информации, коммуникации, акультуры, как никогда раньше востребовали нравственное начало человека, осознающего себя не только в обществе, но и Космосе.
Решение проблемы личности и общества лежит в единстве общественного и индивидуального. Личность как сила разумно-познающая и нравственно-действующая, данная в разуме и воле возможность для осуществления жизни, есть особая форма бесконечного содержания, считал философ В.С.Соловьев.
Единство общества и личности, по Соловьеву, их нераздельность - «общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество», - выдвигает исторически нравственную задачу осознания лично-общественного единства, солидарности, превращения ее из невольной в вольный, добровольный акт, в котором каждый человек понимает, принимает и исполняет общее дело как свое собственное.
Чтобы осознать общее дело как свое и свое как общее, необходимо принять и понять тезис о том, что жизнь человека от рождения до смерти протекает в «мире со-бытия», «мире поступка»; это его «не-алиби в бытии» (М.М.Бахтин). Поэтому жизнь общества и жизнь человека взаимно ответственны друг перед другом. Человек может и должен осознать, что он есть «сплошь ответственная» личность и не имеет права на нравственное преступление. Чтобы образование отвечало за жизнь, не отставало от нее, но и жизнь стала бы более требовательной к образованию, между ними должно быть достигнуто взаимопроникновение и единство. Время требует одухотворить образование пафосом ответственности за жизнь, не отдалять «своего поступка от его продукта» (М.М Бахтин).
Решение этих проблем на путях ноосферного образования требует разработки его принципов, содержания и методов. Продуктивным в этом поиске является обращение к фундаментальным понятиям русского космизма (активная эволюция, коэволюция, ноосфера, антропокосмизм, всеединство, ноосферное мышление, экологический императив, космическое чувство, панэтизм, ноосферная этика). К сожалению, современное образование в высшей школе, как и в средней, до сих пор еще не озабочено данной проблемой, и когда говорят о кризисе общества, то дальше представлений об экономическом и политическом кризисе речь идет крайне редко. Между тем, именно духовный, нравственный вакуум лежит в основе глобального кризиса человечества, оказавшегося у черты самоуничтожения.
Истинная значимость методологической, мировоззренческой, аксиологической, этической, культурно-исторической и педагогической ценности идей русского космизма как базовых в универсальной образовательной среде настоятельно требует овладение понятийно-категориальным аппаратом ноосферного образования. Это создаст педагогические условия для достижения системности знаний, реализации таких его принципов, как: гуманитаризация образования, обогащение иррациональным содержанием естественнонаучного знания и рациональным гуманитарного; диалог культур, цивилизаций, мировоззрений; личностно-центрированный подход в образовании; интерактивные методы обучения; овладение студентами и преподавателями ноосферной этикой.
Космические горизонты русской философии, естествознания и гуманитаристики открывают отечественному образованию просторы развития ноосферного мышления и ноосферной этики личности, социальной и личной ответственности перед собой, обществом и Космосом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
- Вернадский В.И. Основою жизни - искание истины//Новый мир.1998, № 3.
- Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996
Библиографическая ссылка
Дудина М.Н. СОЦИАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 5. – С. 34-35;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22917 (дата обращения: 10.12.2024).