Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ишунина А.А.
Стратегия является неотъемлемой частью любой организации или территориальной системы. Её разработка и реализация способны значительно увеличить капитализацию и рыночную ценность фирмы.

После Второй мировой войны многие корпорации придерживались сходных стратегий, что позволило Хансу Висема разработать обобщающую модель с шестью стадиями стратегического поведения. Первая получила название стадии роста. В 50-х и 60-х годах главный акцент делали на расширении производства и усовершенствовании качества уже существующего продукта, что получило название концентрического роста.

Для стратегии диверсификации, второй стадии стратегического поведения, характерны процессы поглощения и слияний компаний. Философская концепция этой стадии была основана на принципах синергии, распределения рисков и величине предприятия. Именно в период диверсификации стратегическое планирование вытеснило долгосрочное планирование, свойственное первой стадии стратегического поведения.

Первые компании приступили к сокращению служащих приблизительно в 1969 г. Этот период можно считать началом третьей стадии стратегического поведения - экономии, проявившейся широким государственным участием, инфляцией, социальными различиями и быстрорастущей безработицей.

Четвертая стадия стратегического поведения характеризуется концентрацией на основные виды деятельности путем деления или продажи некоторых видов деятельности, которые не входят в основной бизнес. Первые признаки явления стратегии деконцентрации появились около 1981 года, когда стратегическим фактором стали закупки, вовлекавшиеся в процесс привлечения внешних ресурсов.

Пятая стадия выборочного роста означает укрепление основных видов деятельности, оставшихся после процесса вытеснения в четвертой стадии, посредством увеличения рентабельности и конкурентоспособности.

После укрепления некоторых сфер бизнеса корпорации перешли в шестую стадию стратегического поведения - инновационную стратегию: инвестирование в новые технологии и новые рынки.

Несомненно, что деление на стадии является в определённой мере субъективным, так как в одно и то же время можно наблюдать пересечение нескольких стадий стратегического управления.

В настоящей работе сделана попытка применения модели Висема к развитию сельскохозяйственных предприятий в Курской области. Для этого рассмотрим следующие показатели, характеризующие приоритетные направления хозяйственной деятельности за период с 2000 по 2004 год.

Число сельскохозяйственных организаций уменьшилось на 9%. За аналогичный период сократилось и количество работников, занятых в сельскохозяйственном производстве на 57,5% (показатель третьей стадии).

Инвестиции в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса выросли в 3 раза. Из них доля инвестиций в сельское хозяйство в 2004г. достигла 76,5 %. При этом пропорция инвестиций в растениеводство составила 79,8 %, а в животноводство - 17,7%. Следует отдельно отметить увеличение инвестиций в основной капитал организаций АПК в растениеводстве на 87,3%, а в животноводстве на 58,6%. (соответствует четвёртой - пятой стадиям).

В структуре основных производственных фондов растет количество машин и оборудования, транспортных средств, скота рабочего и продуктивного на 8,4%, 1,5% и 1,7% соответственно (признак шестой стадии).

В 2004г. сельскохозяйственные предприятия получили прибыли почти в 10 раз больше, чем в предыдущем году. При этом рентабельность выросла в 3 раза. Рост рентабельности продукции сельского хозяйства обусловлен в большей степени увеличением этого показателя в отрасли животноводства (характерно для пятой стадии).

Для того чтобы определить объем продукции для реализации, необходимо проанализировать потребность рынка. В Курской области за период 2000-2004г. увеличилось потребление мяса и мясопродуктов на 11,5%, молока и молочных продуктов на 0,5%, растительного масла на 5,8%, картофеля на 0,6%, овощей и продовольственных бахчевых культур на 0,9%. Потребление сахара снизилось на 2,5%, а хлебных продуктов осталось неизменным. Повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию определяет состояние стратегии поведения АПК на пятой - шестой стадиях.

Таким образом, на сельскохозяйственных предприятиях Курской области наблюдается тенденция к увеличению объемов производства, модернизации оборудования, повышению рентабельности в отрасли животноводства, росту инвестиций в сельское хозяйство. Исходя из вышесказанного, следует, что сельскохозяйственные предприятия в Курской области находятся на пятой и шестой стадиях стратегического поведения по Висема.


Библиографическая ссылка

Ишунина А.А. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 6. – С. 82-82;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22893 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674