Целью данной работы была оценка влияния экстракта из кукумарии японской на овариально - эстральный цикл крыс. Стадия цикла подтверждалась методом Е.Н. Гордиенко и С.С. Целуйко (1999) при помощи морфометрической диагностики функциональной активности тучных клеток (ТК) мезовариальной брыжейки. Для этого при вскрытии животных выделяли мезоварий, растягивали его на предметном стекле, высушивали в течение 1-5 минут на воздухе с последующей окраской толуидиновым синим. Определяли: форму, средний диаметр тканевых базофилов, величину профильного поля, коэффициент дегрануляции базофилов. Параметры подсчитывали в 10 полях зрения при увеличении в 200 раз. Средняя величина профильного поля ТК рассчитывалась по формуле: S = ZB, где Z - больший диаметр клеток, В - меньший диаметр [80, 83]. Коэффициент дегрануляции базофилов определяли по формуле: А=С/В, где С - количество дегранулирующих клеток, В - общее число ТК. Гистохимический метод Фурнесса и Коста применяли для выявления моноаминов в тканевых базофилах мезовариальной брыжейки и адренергических нервных волокон. Тотальные препараты растягивали на предметном стекле, высушивали на воздухе, инкубировали в 2% растворе глиоксиловой кислоты, приготовленной в 0,1 М фосфатном буфере (рН = 7,0) в течение 20-30 минут при комнатной температуре. Реакцию конденсации проводили при температуре 100°С в течение 4 минут. Препараты изучались под микроскопом «Люмам-2Р» в сине-фиолетовой части спектра. Источником света служила лампа ДРШ-250-3. Использовались светофильтры ДС-1 и СЭМ-7. Результаты фиксировались на цифровой фотокамере.
В эксперименте использовали пищевые общеукрепляющие лечебно-профилактические добавки ТИНРО - Центра г. Владивостока: «Тингол-1» и «Тингол-2». «Тингол-1» представляет собой гидролизат из кукумарии японской (ГКЯ), полученный ферментативным гидролизом с помощью протеолитического фермента из внутренностей краба либо кислотным гидролизом, содержащий тритерпеновые гликозиды не менее 100 мкг/см3. Массовая доля сухих веществ в данной пищевой добавке составляет 10% и включает в себя белки, гексозамины, сахара, витамины группы В, макро- и микроэлементы (Fe, Mn, Co, Zn и др.). Аминокислотный состав белков представлен незаменимыми (валин-2,4, лейцин-4,0, изилейцин-2,6, треонин-3,7, метионин-2,1, лизин-2,2, фенилаланин-2,8, гистидин-1,0% к белку) и заменимыми (глицин-27,3, аланин-10,1, серин-6,3, аспарагиновая кислота-10,5, глутаминовая кислота-17,1, аргинин-3,3, цистин-0,1, пролин-4,4, тирозин-0,6, оксипролин-3,6% к белку) аминокислотами. «Тингол-2» - спиртовый экстракт из кукумарии японской (ЭКЯ), содержащий тритерпеновые гликозиды не менее 550 мкг/см3.
Наши исследования показали, что у контрольной группы животных общее количество ТК достоверно выше в эструсе (10,5+1,21). В эту стадию преобладают дегранулирующие клетки по сравнению с интактными (8,3+0,86 и 2,2+0,42 соответственно), и отмечается высокий коэффициент дегрануляции (0,79). В стадию диэструса у контрольной группы животных общее количество ТК составляет 7,0+0,59, достоверно больше интактных ТК - 7,8+0,74. Дегранулирующие ТК (1,4+0,14) - единичные и низкий коэффициент дегрануляции (0,20). При окраске толуидиновым синим ТК имеют различную конфигурацию. Большинство их овальной формы, некоторые округлой и вытянутой. По среднему диаметру и величине профильного поля тканевых базофилов у контрольных животных можно судить об их функциональной активности. Дегранулирующие клетки имеют высокую величину профильного поля (104,16+9,43) и достоверно выше диаметр (13,8+0,77) по сравнению с интактными (8,59+0,22). Клетки располагаются по всей ткани брыжейки, но максимальное количество их выявлено по ходу кровеносных сосудов. Интактные тучные клетки правильной овальной формы, края их четко контурируют, в центре клеток располагается ядро. Дегранулирующие ТК имеют нечеткие границы, они разной величины и неправильной формы, гранулы дисперстно располагаются в цитоплазме клеток. Отдельные ТК не имеют четких границ, или границы лежат за пределами клеток.
При кормлении половозрелых животных в течение двух месяцев пищевыми добавками из кукумарии японской мы не выявили отклонений в течении эстрального цикла, в тучноклеточной популяции мезовариальной брыжейки. Общее количество ТК в эструсе (10,7+0,59 - ГКЯ, 9,7+0,74 - ЭКЯ) и диэструсе (7,7+0,75 - ГКЯ, 7,75+0,5 - ЭКЯ) не имеет достоверных отличий по сравнению с контрольной группой. При сравнении их функциональной активности в эструсе и диэструсе количество интактных ТК и дегранулирующих клеток не имеет достоверной разницы с контрольной группой животных. Коэффициент дегрануляции коррелирует с контрольным уровнем, в эструсе составляет 0,74+0,05 - ГКЯ и 0,79+0,06 - ЭКЯ, а в диэструсе соответственно 0,16+0,01 и 0,18+0,02. Средний диаметр интактных ТК у экспериментальных животных составил 8,66+0,22 - ГКЯ и 8,39+0,27 - ЭКЯ; диаметр дегранулирующих базофилов также не имеет достоверных отличий - 13,41+0,68 - ГКЯ и 14,29+0,74 - ЭКЯ. Показатели величина профильного поля интактных и дегранулирующих ТК близки к контрольной группе животных.
Более высокая степень активности ТК в эструсе в контрольной и экспериментальных группах по сравнению с диэструсом, а также размерные показатели среднего диаметра и величины профильного поля в разных группах животных подтверждает тот факт, что тканевые базофилы активно реагируют на изменение эстрального цикла, тем самым являясь важным диагностическим критерием определения стадий полового цикла. Учитывая высокую биологическую активность тканевых базофилов, наличие в них гистамина, гепарина и биогенных моноаминов, можно определять и диагностировать не только нормальный эстральный цикл, но и прогнозировать отклонения в течении стадий цикла у экспериментальных животных.
Библиографическая ссылка
Зенкина В.Г., Каредина В.С., Солодкова О.А., Юферева А.Л. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГИДРОЛИЗАТА И ЭКСТРАКТА ИЗ КУКУМАРИИ ЯПОНСКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ТУЧНЫХ КЛЕТОК МЕЗОВАРИАЛЬНОЙ БРЫЖЕЙКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 6. – С. 70-71;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22877 (дата обращения: 21.11.2024).