Принятый в 1997 году Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»[1] отразил новые реалии, сложившиеся к тому времени в российском обществе и в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений, укрепил и развил законодательную базу государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации, упорядочил условия и процедуру регистрации религиозных организаций, подтвердил конституционный принцип равенства религиозных конфессий перед законом, создал условия для их конструктивного и плодотворного сотрудничества с государством. И хотя в тех условиях он был единственно возможным компромиссом, достигнутым в результате кропотливого многолетнего труда представителей различных слоев многоконфессионального российского общества, упомянутый закон не лишен недостатков.
Во-первых, закрепление в ст. 14 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», не означает, однако, что светское государство, как и правовое, ныне существующее государство, стало вследствие этого светским. В действительности в приведенном положении Конституции РФ светское государство определяется как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Видимо, данный процесс должен быть органически пережит обществом, которое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически.
Во-вторых, общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил[2]. Поэтому рост религиозного самосознания граждан, активное участие верующих разных конфессий во многих сферах жизнедеятельности общества, попытки определенных сил использовать религиозный фактор в политической борьбе требуют постоянного и особого внимания со стороны государства. В этом плане заслуживает внимание разработка международных правовых норм, предусматривающих ответственность за использование религии и религиозных объединений в целях политического экстремизма. К тому же, во имя возрождения Отечества сама жизнь требует от государственных органов и религиозных объединений сотрудничества и созидательных действий.
Думается, что на современном этапе от государства и религиозных организаций требуются совместные шаги по дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего государственно-церковные отношения. Процесс духовно - нравственного возрождения, затронувший различные сферы российского общества, объективно делает государственно-конфессиональные отношения одним из важных направлений внутренней политики страны, значимым фактором общественной стабильности.
[1] Федеральный закон от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. на 25 июля 2002 года) Собрание законодательства РФ. 1997. - № 39; Российская газета. 2002. - № 138-139.
[2] См.: Байтин М.И. О понятии государства Правоведение. 2002. - № 3 (242). - С. 4-16.
Библиографическая ссылка
Шергенг Н.А., Бойко Н.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННО - КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 4. – С. 101-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22793 (дата обращения: 21.11.2024).