К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни [4].
В литературе приводятся данные о влиянии факторов, определяющих уровень общественного здоровья, которые распределяются следующим образом:
- - наследственность - определяет здоровье на 20%;
- - условия внешней среды (природные и социальные) - на 20 %;
- - деятельность системы здравоохранения - на 10%;
- - образ жизни человека - на 50 %.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года проводится эксперимент по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]. Одними из основных направлений этого эксперимента, затрагивающего все ступени общего образования, являются разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий и апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности. В качестве обязательных аспектов здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений выделяются [1]:
- Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся 1-11 классов.
- Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
- Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
- Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
- Профилактика как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
- Создание специализированного компьютерного банка данных по формам, структуре и эффективности здоровьесберегающей деятельности в школе.
- Создание модели и методических рекомендаций по технологии организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе.
Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательное пространство школы представляет собой сложный технологический процесс, имеющий цели, задачи и организационные этапы.
Здоровьесберегающая деятельность внедряется в общеобразовательное пространство школы по трем основным направлениям: педагогическое, медико-валеологическое и психологическое. Все направления взаимосвязаны и имеют свое содержание, последовательно реализуемое на определенном этапе деятельности [3].
Основой здоровьесберегающей деятельности в педагогическом направлении является: организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих методик обучения, адекватных возрастным возможностям и способностям школьников; просветительно-воспитательную работу, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся; профилактику и динамические наблюдения за состоянием здоровья и организацию рационального питания; физкультурно - оздоровительную работу по рациональной организация двигательной активности учащихся, включающую динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.
Медицинское (физиолого-валеологическое) направление должно обеспечивать гигиенические условия образовательного процесса; широкую просветительскую работу среди учащихся, родителей и педагогов; системную реабилитационную работу по отношению ко всем участникам образовательного процесса, раннюю диагностику и профилактику заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста.
Психологическое направление включает в себя создание специальной психологической службы, которая осуществляет психологическое консультирование и сопровождение учащихся школы, проводит развивающую работу со всеми школьниками в различных формах, психологическую поддержку учебно-воспитательного процесса, оказывает целостную помощь детям группы риска, содействует гуманизации психологического микроклимата образовательного учреждения [3].
Формами здоровьесберегающей деятельности в школе могут быть диспансеризация, профилактические прививки, дни здоровья, школьные спортивные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями, витаминизация, выпуск санбюллетеней и др. В оздоровительную инфраструктуру школы следует включить медицинский кабинет, зубоврачебный кабинет, спортзал, школьный стадион, тренажерный комплекс, бассейн, кабинет релаксации, фитобар, солярий, ингаляторий, зимний сад школы [4].
Среди методов и организационных подходов реализации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе могут быть: дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций, составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков, «динамические позы» на уроке за партами-конторками, индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов, личный выбор учащимися блочно-модульных систем, моделирующие обучающие игры, проектная деятельность школьников, урочная и внеурочная система обучения, клубная деятельность, развлекательно-игровые формы воспитания, лектории для педагогов и родителей, фильмотеки, библиотеки, консультации специалистов.
Прогнозируемыми результатами эксперимента по внедрению здоровьесберегающей деятельности в школе должны быть:
- Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
- Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
- Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
- Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Развитие навыков НОТ учебного труда школьника.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Проект Минобразования «Школа, содействующая здоровью».- М., 2003.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М., 2003.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы //Педагогика. 2005. № 6.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений //Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2004.
Библиографическая ссылка
Шелуха О.И., Сазонова О.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 5. – С. 53-55;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22770 (дата обращения: 13.12.2024).