Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДУХОВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Таранова Е.В. Русинова С.В.
Переходный период конца ХХ - начала ХХI столетий характеризуется кардинальными изменениями общества, обращенностью к человеку как творцу новой цивилизации. В связи с этим одной из ведущих тенденций в образовании является возрастающая значимость духовного воспитания (об этом свидетельствуют как увеличение количества регламентирующих документов, касающихся проблем духовного воспитания подрастающего поколения, так и повышенное внимание к данной проблеме научного сообщества и педагогов-практиков).

Будучи органично взаимосвязанным с обществом, современное воспитание характеризуется недугами, которыми пронизаны все сферы жизнедеятельности социума. Так, отечественное воспитание, переживает серьезный кризис, симптомами угрожающего характера которого являются: обвальное падение духовности, как взрослого населения, так и детей; ориентация значительной части современной молодежи на прагматично-утилитарную, американскую модель жизненного устройства; элимитированность ценностей и традиций отечественной культуры; девальвация культурных, духовных ценностей в сознании подрастающего поколения на фоне увеличивающегося стремления к обогащению, развлечениям, безнаказанности; размывание границ педагогической «зоны риска»; масштабное распространение девиаций поведения; отсутствие единой позиции внутри самого педагогического сообщества по вопросам воспитания подрастающего поколения.

В современной воспитательной ситуации именно духовность наполняется трансформирующим смыслом для всей системы отечественного воспитания и личностного развития каждого воспитанника. Однако отмечается тенденция диффузного понимания педагогическим сообществом данного феномена и его эмпирических проявлений у детей. Так, в отечественной педагогической литературе термин «духовное воспитание» в основном используется в двух смыслах: в значении «религиозное воспитание», или же в термин «духовное воспитание» вкладывается значение «нравственное воспитание». Понятие духовности употребляется инструментально, ситуативно, без осознания его сути и глубины.

Допуская возможность внеконфессиональной интерпретации духовности в рамках светского образования, нам наиболее близка точка зрения на данный феномен Р.Л. Лившица, который рассматривает духовность как «тип мироотношения, основанный на открытости личности навстречу миру» [2,152].

Так, духовность определяется как «расширение внутреннего горизонта сознания» [3;200], «качество личности, которое может быть реализовано в ее направленности, отношении, детерминированных работой сознания» [5, 84]; «качественная характеристика сознания» [1,7] и т.д.

При таком подходе интенциональность сознания, как родовое качество человека, определяется как суть духовности. Смыслообразующей характеристикой духовности является непрерывный творческий процесс формации субъективных внутренних образований высокого уровня интеграции, а его центром выступает персоналистическое мироотношение как высшее качество интенции человеческого сознания.

Поскольку духовность является элементом самого жизненного процесса, то постижением ее сущности задача теоретического исследования не может быть исчерпана. Используя метод рационального конструирования, как метод познания духовности, предложенный В.Г. Федотовой [4], мы попытаемся осуществить движение от ее сущности к характеристике форм проявления, описанию своеобразия их эмпирических обнаружений. Так, в качестве основных эмпирических показателей духовности, нами выделены следующие параметры (которые могут стать содержательной основой воспитательного процесса):

1.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХОВНОСТИ (субъективно переживаемое человеком существование):

1.1. Духовность как приближение к высшим смыслам человеческого бытия (идея верховного руководительного начала человеческой жизни): индивидуальная значимость и статус категории «смысл жизни» для детей в пространстве человеческой жизнедеятельности; субъективное понимание смысла жизни как абсолютно ценной обобщенной цели жизни абстрактного идеального человека; субъективное определение цели личного бытия как индивидуальной долговременной цели относительно будущих перспектив жизнедеятельности; рефлексия смысла жизни.

1.2. Духовность как система представлений о принципах организации действительности индивидуального бытия человека (смысложизненная стратегия человека): индивидуально-cодержательное наполнение категории «счастье» как высшей абстракции положительных устремлений и процессуальный аспект духовности; субъективное отношение к принципу бескорыстия как конституирующему признаку духовности; субъективное восприятие и осознание закона тождественности или взаимно-обратного действия («золотого правила нравственности»), как деятельностной составляющей духовности.

2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХОВНОСТИ (субъективные реальные проявления личности, их содержание и направленность):

2.1. Духовность как внутренняя ориентация личности в системе приоритетных жизненных ценностей (тактика всей совокупности человеческой деятельности): векторная направленность на уровне нормативных идеалов; значимость и доступность ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

2.2. Духовность как субъективное ощущение удовлетворенности насыщенностью и продуктивностью индивидуального процесса жизни: внутренние конфликты и духовные вакуумы как соотношение субъективной значимости и доступности основных жизненных сфер.

Выявление данных качественных и количественных характеристик духовности определяет современные эмпирические исследования ее проявлений у школьников.

В целом, хотелось бы отметить, что проблемы, поднимаемые нами являются вечными, индивидуально-решаемыми. Несмотря на обращенность к ним значительного количества научного сообщества они остаются актуальными и малоизученными на уровне эмпирических явлений духовности, в высокой степени спорными и трудными, но необходимыми для осмысления. Наша точка зрения, являет собой попытку представления духовности как предмета прикладного исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.:Знание, 1986, 210 с.
  2. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та. 1997, 167с.
  3. Стрелкова В.И. Духовность и творчество/Человек как философская проблема: Восток-Запад. М: Изд-во Ун-та дружбы народов. 1991, с.200-202
  4. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки//Вопр. Философии, 1987, №3, с.11-28
  5. Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура//Свободная мысль 1993 №5, с.80-86

Библиографическая ссылка

Таранова Е.В., Русинова С.В. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДУХОВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 5. – С. 52-53;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22767 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674