Решение этой задачи тесно связано с созданием условий для профессионального становления молодежи. Важным психолого-педагогическим аспектом является оптимальное соотношение личностного и профессионального развития будущих специалистов. Целесообразно формирование профессионально важных личностных качеств молодежи начинать в средней общеобразовательной школе, в классах различного профиля.
Анализируя социальный заказ профильной школе важно отметить такую организация учебно - воспитательного процесса, при которой знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в учебно - познавательной деятельности, должны найти выход в профессионально ориентированной деятельности, побудить обучающихся к применению полученных на уроках знаний в будущей профессиональной деятельности. Удачная попытка применения учащимися имеющихся знаний в решении профессионально ориентированных задач не только развивает интерес к предмету, но и демонстрирует целесообразность учебно-познавательной деятельности, значительно повышая мотивационный компонент готовности к профессионально ориентированной деятельности. Направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на профессионально ориентированную деятельность, как правило, сопровождается проблемной ситуацией, в которой обучающиеся ощущают потребность в новых знаниях, необходимых для решения профессионально ориентированной задачи.
Новые социальные условия, рыночная экономика требуют конкурентно способных выпускников, отвечающих следующим требованиям:
- высокий уровень общего образования;
- способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою учебную и трудовую деятельность, особенно с использованием современной вычислительной и информационной техники;
- готовность к переучиванию, самообразованию;
- умение работать в группе;
- мобильность и коммуникабельность; и т.д.
Концепция модернизации образования в 2000-2010 г.г. ориентирует на достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов.
При профильном профессионально направленном обучении физике профильная подготовка предполагает выбор следующих технических направлений: машиностроение, электротехника, электросварка, технологии и конструирование. При изучении общим остается ядро физических знаний, установленное государственным образовательным стандартом, а профили отличаются прикладной стороной физики.
Проследим соотношение физики и техники. Физические закономерности являются основой современной техники как в учениях о машинах-двигателях, так и в методах передачи энергии и регулирования производственных процессов. Основные явления механической технологии материалов базируются на физических свойствах тел и т.д.
Основываясь на этом современная программа физики должна быть построена так, чтобы преподавание предмета обеспечивало естественное развитие физических понятий на основе выявления их на ряде технических объектов и в процессе применения их к различным техническим задачам.
Развитие современного автоматизированного и механизированного производства основывается на целевом применении к решению производственных задач достижений точных наук. Специалист широкого политехнического профиля должен иметь основательную подготовку по фундаментальным дисциплинам: математике, физике, электротехнике.
При профильном профессионально направленном обучении основная цель познания направлена на изучение и осмысление специальности, которая в этом случае является сферой приложения полученных знаний, проверкой их правильности. Знания как элемент вписываются в систему знаний по профессионализации и этим представляют собой ценность для ученика как будущего специалиста. Основная задача, которую ставят перед собой педагогические коллективы - обеспечение оптимального сочетания фундаментальной подготовки с одновременным обучением основам технической профессии.
В процессе профильного профессионально направленного обучения физике следует помнить о методологической функции фундаментальных дисциплин: исследование общих свойств и законов движения вещества и поля. Необходима методика преподавания физики, способная обеспечить изучение основных явлений, понятий, законов широким показом их проявления не только в природе, но и в жизни, производственной деятельности. Только при таких условиях возможно обеспечение теоретической и политехнической подготовки при одновременном обеспечении профессиональной направленности обучения.
Библиографическая ссылка
Чумак Н.Ф. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 4. – С. 37-38;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22625 (дата обращения: 21.11.2024).