Изменилось отношение преподавателей к нормативным документам - рабочим программам, государственным стандартам, характеристикам, которые становятся не догмами, навязываемыми администрацией, а своеобразным ориентиром в собственной творческой деятельности. Формы организации педагогического процесса и методы обучения в подготовке будущих врачей приобрели инновационный характер. Особой популярностью пользуются ситуационно-ролевые или деловые игры и технологии рефлексивного обучения, а используемые методы интерактивного обучения делают педагогический процесс более творческим, развивающим личность студента.
Следует особо подчеркнуть, что основная функция педагогической деятельнсоти состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно - познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Активизация этой деятельности - это творчество преподавателя, направленное на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. А для того, чтобы получаемые знания обеспечивали высокоэффективную умственную деятельность студента, они должны не только усваиваться, но и добываться в преодолении постоянно нарастающих трудностей в процессе собственной деятельности от младших курсов к старшим. При этом знания в области фундаментальных наук образуют ту основу, на которой формируется клиническое мышление. Известно, что конкретные знания, если долгое время оказываются без употребления, забываются, а вот принципы мышления, составляющие суть культуры мыслительного процесса, усваиваются прочно.
Мы глубоко убеждены в том, что в высшей медицинской школе преподавание фундаментальных дисциплин должно иметь выраженную клиническую направленность. Это, во-первых, путь повышения эффективности преподавания таких дисциплин как анатомия, гистология, биохимия и физиология; во-вторых, выживаемость знаний по этим предметам обеспечит формирование клинического мышления. Не вызывает сомнения то, что необходимо связывать сквозными программами курсы естественнонаучных, медико-биологических и клинических дисциплин. В противном случае вместо целого получится масса разрозненных частей. А ведь мы должны готовить специалистов с широким спектром знаний и умений, необходимых для работы в различных отраслях медицинской практики, в том числе, врача общей практики. Поэтому задача специальных теоретических дисциплин - создать фундамент, опираясь на который, студенты моглы бы в дальнейшем приобретать устойчивые навыки, необходимые для своей будущей профессиональной деятельности. Главное, чему с первых шагов необходимо учить студента - это добывать знания самостоятельно, глубоко осмысливать узнанное, докапываться до сути вещей, то есть формировать творческую личность. При этом особое внимание должно быть уделено психолого-педагогической направленности подготовки врача с использованием современных инновационных методов обучения и организации учебного процесса, позволяющим адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением.
Библиографическая ссылка
Лавров О.В., Шешунов И.В., Еликова Е.П., Цапок П.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 4. – С. 28-29;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22618 (дата обращения: 21.11.2024).