Революция в науке, технике и на производстве предъявляет новые требования к системе приобретения знаний, к выполняемой деятельности, особенно если она носит эмоционально - напряженный характер и связана с поисковым характером.
Многие специалисты поднимают вопрос о необходимости экологизации человека и сохранения его личностного пространства, способствующего личностному росту, реализации своих творческих потенциалов.
Эффективная реализация таких требований возможна только при создании специальной системы психологического сопровождения процесса подготовки конкурентоспособного специалиста. Подобная система должна включать в себя, как минимум следующие основные составляющие:
- психологическое просвещение - самое первое приобщение людей (студентов, родителей, преподавателей) к психологическим знаниям;
- психологическая профилактика - работа, направленная на предупреждение возникновения неблагополучия в психическом и личностном развитии человека;
- психологическое консультирование - оказание психологической помощи людям в форме информирования, консультации и советов;
- психодиагностика - работа по количественным оценкам и точному качественному анализу психологических свойств и состояний человека или группы;
- психокоррекция и психотерапия - устранение отклонений в психическом и личностном развитии человека.
На современном этапе развития психологическое сопровождение процесса подготовки специалиста является чрезвычайно важным компонентом образования. Юноши и девушки, впервые переступившие порог колледжа, оказываются в новой среде. Возникает ситуация неопределенности, которая порождает дезориентацию, повышение уровня тревожности, внутреннюю напряженность и т.д. Отсюда - возможный результат объективных трудностей для студента - деструктивность отношений в коллективе, конфликты с педагогами и неприятие их требований, а также нежелание получить профессиональное образование. Очень важно на данном этапе оказать своевременную психологическую помощь студентам.
Учитывая выше упомянутые проблемы, которые возникают в студенческой среде, в Таганрогском авиационном колледже имени В.М.Петлякова более двух лет назад была предпринята попытка реализации такого психологического сопровождения. При этом базовым звеном, реализующим данное сопровождение, стала специально созданная психологическая служба, работающая практически на общественных началах под руководством преподавателя колледжа, являющегося дипломированным практическим психологом.
При этом психологической службе колледжа был определен следующий круг функций.
В области психологического просвещения:
- формирование психологической культуры студентов, преподавателей и родителей;
- распространение психологических знаний через элективные курсы таких психологических дисциплин как «Социальная психология», «Основы управленческой деятельности», «Этика и культура управления» и «Психолого-методологические основы и методы инженерного творчества», заседания клубов, внеклассные мероприятия, мероприятия по повышению психологической компетентности для сотрудников. В области психологической профилактики:
- гармонизация социальной сферы техникума и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
- определение факторов, препятствующих развитию личности студентов, и оказание различного вида психологической помощи (реабилитационной, коррекционной, консультативной);
- ведение работы по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у студентов, связанных с условиями их жизни, воспитания, обучения;
- развитие коммуникативных навыков в профессиональной деятельности педагогов, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки у работников колледжа;
- оптимизация учебного процесса с учетом психологических особенностей студентов.
В области психологической диагностики и психологической коррекции:
- проведение первичной психодиагностики на этапе приема в колледж;
- составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, заменяющих их) в проблемах личностного и социального развития студентов;
- проведение углубленной психодиагностики и участие в оценке реабилитационного потенциала студентов;
- осуществление психологической поддержки творчески одаренных студентов, содействие их развитию и поиску.
В области психологического консультирования:
- оказание помощи студентам, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем;
- консультирование работников колледжа по вопросам практического применения психологии, повышение социально-психологической компетентности студентов, педагогических работников, родителей.
В своей работе, практикующий психолог, в первую очередь, должен учитывать и опираться на возрастные особенности клиентов. В нашем колледже обучаются студенты от 15 до 20 лет. Этот возрастной предел достаточно разнообразен по своим психологическим особенностям. Здесь и подростковый возраст, который несет с собой огромное количество проблем связанных с межличностным общением, неустойчивостью эмоциональной сферы, и юношеский возраст, характеризующийся переходом во взрослую жизнь, поиском своего места в этой жизни, выбора профессии, спутника жизни и пр.
Первый опыт реализации психологического сопровождения подготовки специалистов показал, что после создания психологической службы в колледже удалось снизить уровень тревожности у студентов, уменьшить количество межличностных конфликтов, а также усилить их профессиональную направленность.
Однако для организации эффективной работы психологической службы и усиления влияния психологического сопровождения на процесс подготовки конкурентоспособных специалистов необходимое соответствующее финансовое и кадровое обеспечение. Мы считаем, что настала пора введения в штатные расписания учебных заведений всех уровней, включая и учебные заведения среднего профессионального образования, работников психологической службы.
Библиографическая ссылка
Медведев В.П., Банайтис Н.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 87-88;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22597 (дата обращения: 04.12.2024).