Немаловажное значение для принятия решения о реализации поведенческого акта имеет комплекс внешних условий, при которых он может состояться. Следовательно, информация об этих условиях должна присутствовать в субъективном опыте подростка. Таким образом, на этапе «предрешения» поведенческого акта должно быть известно, что требуется и как (с помощью каких средств, при каких условиях) данная потребность может быть реализована.
Однако необходимо отметить, что у подростков с девиантным поведением довольно часто результат поведенческого акта не связан с удовлетворением исходной потребности. В качестве типичных причин подобной ситуации выделяются следующие: а) бедность субъективного опыта, которая не дает возможности сделать адекватный выбор путей и средств удовлетворения исходной потребности; б) постановка цели реализации поведенческого акта осуществлена неправильно; в) исходная потребность недостаточно конкретно (ввиду бедности и противоречивости субъективного опыта) определена и сформулирована подростком. В конечном счете, хотя стадии предрешения и исполнения поведенческого акта реализованы нормально и получен ожидаемый результат, подросток не испытывает реального удовлетворения, ибо решение было принято ошибочно относительно исходной потребности.
Данный фактор девиантного поведения обычно реализуется через отношения развивающейся личности, во многом определяющие ее субъективный мир. Анализ внутренних предпосылок проявления у подростков девиантных форм поведения позволяет выделить следующую систему отношений: 1) отношение к родителям и другим родственникам, близким; 2) отношение к школе и учебе; 3) отношение к сверстникам, в том числе товарищам из неформальных объединений; 4) отношение к культурным ценностям; 5) отношение к формам девиантного поведения; 6) отношение к миру в целом (жизненная позиция, ценностные ориентации и пр.); 7) отношение к себе.
Необходимо также отметить, что субъективные отношения подростка далеко не всегда находят конкретное выражение в его поступках, ибо не все и не всегда открыто в субъективном мире индивида даже для него самого. Такие, например, эмоциональные состояния, как отчуждение, враждебность, тревожность, чувство одиночества и пр., хоть и не возникают на пустом месте, могут быть загадкой как для ближайшего окружения индивида, так и для него самого, ибо истинные причины проявления девиантных форм поведения часто бывают завуалированы и с трудом поддаются диагностике. Выявить подлинную детерминацию девиантного поведения подростка представляется возможным только посредством системного анализа поведенческого акта, предполагающего не только ретроспективное изучение личности подростка, но и использование дополнительных возможностей выявления роли внешних факторов и внутренних «пусковых механизмов» проявления такого поведения.
Вышеизложенное приводит к выводу, что только глубокое и всестороннее изучение факторов социализации подростков с девиантным поведением открывает возможности выявления закономерностей, связей и зависимостей, лежащих в основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для процесса их воспитания.
Библиографическая ссылка
Качмазов Т.А. ОБ ОДНОМ ИЗ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 3. – С. 107-107;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22533 (дата обращения: 21.11.2024).