Конкурентоспособность экономической системы в настоящее время в теоретической экономической науке не имеет модели. Взгляды на конкурентоспособность сводятся к привязыванию ее к товарному производству. Однако можно на эту проблему взглянуть и со стороны производства услуг.
Для России за ряд последних лет характерен благоприятный рост услуг ( табл.1).
Структура производства ВВП (%).
Таблица 1. Рост услуг
|
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Производство товаров |
40,2 |
38,3 |
36,5 |
36,2 |
35,9 |
35,5 |
34,6 |
Производство услуг |
49,2 |
51,0 |
54,0 |
54,6 |
55,1 |
55,8 |
56,9 |
По взглядам некоторых экономистов «экономика услуг» в принципе не может служить базисом конкурентоспособного воспроизводства. Однако, развитые страны сегодня уже получили характеристику «экономики услуг», которая является конкурентоспособной. Очевидно, структура ВВП не влияет на конкурентоспособность страны. Рост доли услуг - это объективный фактор развития современной экономики. Данное обстоятельство не отрицает, что в России необходим «индустриальный прорыв». Нужен ускоренный рост индустриального производства высокотехнологичной продукции. Для его осуществления надо привести в действие комплекс макроэкономических рычагов, направленных на обеспечение реальной интеграции добывающей и обрабатывающей промышленности, соединение науки и производства, внедрение инноваций. Индустриальный прорыв невозможен без высоких технологий, т. е. без составляющей современной экономической системы- «экономики знаний».
Для России актуальная «архиважная» задача- реорганизация промышленного производства на основе высоких технологий, обеспечивающего рост эффективности и конкурентоспособности страны. В настоящее время в развитых странах преобладает пятый технологический уклад, идет движение к шестому, где будут главенствовать биотехнологии, тонкая химия, производство космической техники и другие наукоемкие производства. Чтобы стать конкурентоспособной, экономика России должна сделать «прорыв», а для этого требуется опережающий рост услуг. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии.
Развитие передовых стран показывает, что крупномасштабная структурно - технологическая перестройка материального производства в 80-е годы увеличила потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50-80% прироста услуг в разных странах обеспечивается со стороны производства.
По некоторым оценкам, при среднегодовых темпах прироста общемирового объема производства ВВП за период с 1990 по 1996 г. в 2,2%, значение данного показателя для подсистемы услуг составило более 3%. При этом наиболее высокой динамикой характеризовались соответствующие показатели для групп экономически развитых стран, для которых среднегодовые темпы прироста ВВП в подсистеме услуг за этот период равнялись 5,7%, а в производстве товаров 2,3%.
Таким образом, благоприятную динамику отраслей рыночных услуг в Российской экономике, быстрое формирование в последние годы целого ряда услуг, прежде всего, телекоммуникаций, кредитно-финансовых, связи, торговли не следует рассматривать как пагубное для экономики отвлечение ресурсов от материальной сферы. Это позитивный процесс, отражающий новые потребности развития хозяйства и общества, а в современных условиях - одно из важнейших условий выхода промышленности и других отраслей хозяйства на достаточный уровень конкурентоспособности.
Вывод, который можно сделать, исходя из выше изложенного: для улучшения социально-экономического состояния страны, для достижения ее конкурентоспособности необходимо не столько ставить задачу изменения структуры ВВП, а добиваться качественного состояния достигнутого уровня. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие постиндустриального общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.
Библиографическая ссылка
Артерчук В.Д. УСЛУГИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 2. – С. 64-65;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22468 (дата обращения: 22.11.2024).