В процессе эксперимента продолжается отработка организации и технологии проведения ЕГЭ, усовершенствуются контрольно-измерительные материалы (КИМ), разрабатываются тесты с целью получения объективной картины подготовки учащихся, совмещения функции выявления уровня подготовки выпускников за основную и среднюю (полную) школу и их дифференциации для отбора в вуз. В отличие от традиционного выпускного экзамена по биологии, цель которого состоит в оценке уровня биологической подготовки учащихся и их аттестации, ЕГЭ выступает как способ установления единых требований в области образования, создания объективной стандартизованной системы оценки достижений выпускников. ЕГЭ призван обеспечить реальную эквивалентность государственных документов о получении среднего образования, привести в соответствие школьные выпускные и вступительные экзамены в ВУЗ, предъявить одинаковые требования к выпускнику школы и абитуриенту ВУЗа, т.е. превратить конкурс в высшие учебные заведения в конкурс знаний. Задачи, стоящие перед ЕГЭ, требуют изменения контролируемого содержания, которое должно включать знания не только заключительного раздела общей биологии, но и наиболее существенных вопросов, изучаемых в основной школе. Преобладание в экзаменационной работе заданий по общей биологии объясняется тем, что данный раздел биологии интегрирует, теоретически обосновывает фактические знания, раскрываемые в основной школе с позиций клеточной, хромосомной, эволюционной теории. В то же время в ходе педагогического эксперимента по введению в школу ЕГЭ содержание его пересматривается. В первый год эксперимента знания по общей биологии составляли большую часть содержания экзамена. В последующие годы их объем сократился, в то время как объем контролируемых знаний за основную школу увеличился, в том числе по разделу «Человек и его здоровье». Из других разделов («Растения», «Животные», «Бактерии. Грибы. Лишайники») в экзаменационную работу включены преимущественно вопросы общебиологического плана: о многообразии и классификации органического мира, об особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств, родственных связях между ними, об их усложнении в процессе эволюции, знания практического характера. Экзаменационная работа предусматривает проверку уровня овладения учащимися содержания биологического образования, которое соответствует обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) образования по биологии и требования к уровню учебной подготовки школьников.
Большое значение при подготовке к экзамену имеет анализ результатов ЕГЭ предшествующих лет, выявление типичных ошибок в ответах учащихся, работа над ними. Анализ результатов ЕГЭ 2004-2005 годов показал, что большинство выпускников, сдававших экзамен, овладели знаниями и умениями, предусмотренными в обязательном минимуме содержания и в требованиях к уровню подготовки по биологии. Большинство из них получили положительные отметки по пятибалльной шкале. Они усвоили ведущие биологические понятия, основные закономерности живой природы, особенности строения и жизнедеятельности организмов, разных царств, вопросы биосоциальной сущности человека, основные гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, охраны природы. ЕГЭ подтвердил данные предыдущих лет о слабом усвоении школьниками материала о способах видообразования, движущих силах, результатах и направлениях эволюции, о строении и химической организации клетки, о классификации растений и животных. Обнаружены недостатки в овладении выпускниками теоретическими обобщениями (знаниями клеточной теории, теории эволюции, законов наследственности, учения об экосистемах), необходимыми для обоснования мер охраны природы, выращивания растений и животных, соблюдения ряда гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Поэтому в учебном процессе следует уделить внимание формированию умений соотносить теоретические положения, с которыми учащиеся знакомятся на заключительном этапе курса биологии, с конкретным материалом, который они изучают в основной школе, использовать приобретенные ранее знания для конкретизации общебиологических закономерностей. Выявлено, что хуже всего справились учащиеся с заданиями с развернутым ответом. Эти ответы, как правило, были неполными, многословными, часто не по существу вопроса, в них трудно вычленить основные элементы знаний. Таким образом, комплексное использование в экзаменационной работе заданий разного типа дает возможность определить достижение учащимися требований к знаниям и умениям по биологии, дифференцировать их в зависимости от их подготовки и, тем самым, обеспечить отбор выпускников в вуз.
Библиографическая ссылка
Никитина В.В., Минеева С.Н. О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В СРЕДНИХ ШКОЛАХ В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 2. – С. 57-57;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22442 (дата обращения: 24.11.2024).