1
Представители мордовского народа всегда успешно осваивали и развивали лучшие достижения человеческого разума во всех сферах духовной деятельности. Однако на протяжении столетий они могли делать это лишь в рамках русского языка и русской культуры, отрываясь от родной среды. Во второй половине 19 в. положение стало меняться. После реформ 1860-70 гг., в частности земской, открылась возможность использовать известную долю налогов на местные нужды образования, что добавило к небольшому числу имевшихся ранее церковно-приходских школ много новых - земских. С 1865 г. по 1910 г. общее количество начальных школ только на территории современной Мордовии выросло в 6 раз, учащихся в них - в 12, а учащихся девочек - в 29 раз. Подобный процесс шел по всему Мордовскому краю. Большую роль в этом сыграли директора народных училищ И.Н. Ульянов в Симбирской губернии и В.X. Хохряков в Пензенской. Положение с расширением сети школ быстро улучшалось, чего нельзя сказать о качестве обучения. Чиновники от просвещения ввели в мордовских (по составу учащихся) школах всеобщее обучение на русском языке, в то время как в других национальных школах Поволжья начальное обучение велось на родных языках. Это вызвало поистине катастрофические последствия для умственного развития детей. Не зная русского языка, они не могли усвоить первичных, базовых знаний, развить свое мышление, что являлось серьезнейшим препятствием для дальнейшего полноценного обучения, а часто делало его просто невозможным. Исходя из практики, профессор Н.И. Ильминский разработал систему обучения, согласно которой нерусских школьников в начальных классах следовало обучать на родных языках и лишь, потом переходить на русский. Эта система способствовала лучшему общему развитию детей и предусматривала подготовку известного количества преподавателей из нерусских народов, т.е. закладывала основу формирования национальной интеллигенции. В 1870 г. Министерство народного просвещения издало «Правила о мерах к образованию инородцев», по которым обучение мордовских школьников должно было вестись на русском языке, но учителями, знающими родной язык учащихся. Мордовский язык рекомендовалось использовать только по необходимости, для объяснения в начальный период обучения. Несмотря на столь малую уступку, «Правила» давали возможность рассчитывать на материальную поддержку государства при подготовке, пусть ограниченного числа, мордовских учителей. Главным учреждением по подготовке национальных кадров в Поволжье стала основанная Н. И. Ильминским в 1872 г. Казанская учительская инородческая семинария. Большинство учащихся в «инородческой семинарии» были русскими, тем не менее, к началу 20 в. (за 32 выпуска) она дала 481 учителя из представителей других народов, в том числе: татар -104, чувашей -126, марийцев - 88, мордвинов - 75, удмуртов - 40, прочих - 48. С учетом развитой национальной системы обучения у татар, существования специальных учительских семинарий, например Симбирской у чувашей, такое количество выпускников - представителей финских народов вообще и мордвинов в частности выглядело особенно незначительным, и, разумеется, это не могло удовлетворить растущие запросы национальной школы. Поэтому преподаватели для начальных училищ готовились также в обычных учительских семинариях или даже самостоятельно и получали право преподавания после сдачи экстерном экзаменов при гимназиях и семинариях. Наибольший вклад в просвещение своего народа, в этот период внесли Н.П. Барсов(?-1904), А.Ф. Юртов(1854-1916) и, особенно, М.Е. Евсевьев (1864-1931), подготовивший и издавший тысячными тиражами буквари и другие школьные учебники для мордовских школ. По переписи 1897 г. мордва в Поволжье по уровню образования занимала четвертое место после немцев, татар и русских. К началу 20 в. благодаря подвижнической деятельности этих и других менее известных просветителей в десятках крупных мордовских сел появились свои учителя, несущие народу знания на родном языке. Была даже сделана попытка, открыть специальное мордовское училище для подготовки преподавателей. Однако после третьеиюньского переворота оно было реорганизовано в обычное.
После Октябрьской революции вышло Постановление Народного комиссариата просвещения о школах национальных меньшинств, согласно которому все национальности РСФСР пользовались правом организации обучения на своем родном языке как в средней, так и в высшей школе. Программа формирования национальных школ финансировалась государством. При Наркомпросе РСФСР действовал Мордовский отдел, возглавляемый Г. К. Ульяновым - выдающимся организатором системы мордовского народного образования. В 1918 г. в Петровском уезде Саратовской губернии был открыт первый Мордовский педагогический техникум. Он готовил учителей только для школ своей губернии, однако его опыт позже пригодился и другим национальным учебным заведениям. Обучение мордовских педагогов также велось по программам, составленным под руководством М.Е. Евсевьева, на специальных курсах в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Самаре, Саранске, Саратове и др. Особую роль в подготовке мордовских учителей сыграл педтехникум, открытый в с. Малый Толкай Бугурусланского уезда Самарской губернии. До 1940 г. он выпустил около 1 тыс. учителей для мордовских школ всей страны, хотя трудился в нем небольшой коллектив преподавателей под руководством Е. В. Скобелева. В 1924 г. в Москве, с участием Наркома А.В. Луначарского, прошел Всероссийский съезд по просвещению мордвы. Съезд отметил, что в области просвещения имеются определенные успехи. Но к этому времени мордва лишенная собственной автономии уже существенно отставала от других народов Среднего Поволжья и по уровню образования находилась здесь на последнем месте.
Создание Мордовского округа, а затем преобразование его в автономную область и позднее в республику улучшило возможности подготовки национальных кадров. В 1931 г. в автономии было открыто первое высшее учебное заведение - Мордовский агропединститут, ставший позднее Мордовским педагогическим институтом. К 1933 г. в Мордовии, кроме того, действовали 8 педтехникумов. К весне 1935 г. семилетним обучением было «охвачено» более 70 процентов всех потенциальных школьников Мордовии. Начался перевод школьного образования на всеобщее семилетнее обучение, который закончился уже после Второй мировой войны.
В 1960-е гг. в рамках политики создания единого «советского народа» все национальные школы Мордовии вновь стали переводиться на русский язык обучения. Последствия этого сказываются до сих пор, проявляясь в сужении сферы обращения родного языка, падении тиражей национальных книг, газет и журналов и т.д. В конце 1980-х - начале 2000-х гг. в условиях демократизации общественной жизни положение с национальными школами в Мордовии несколько улучшилось. Так, стало возрастать число школ, с начальным обучением на родном языке. Увеличилось и количество школ с преобладающим русским составом, где изучается мордовский язык. В тоже время состояние преподавания родного языка в мордовской диаспоре, особенно в Пензенской и Нижегородской областях, поставлено крайне неудовлетворительно (в последних на 50 - 100 тыс. мордовского населения по 1-2 таких школы). Уровень изучения одного языка в мордовских школах диаспоры на порядок ниже чем, например, в диаспорах чувашей или татар. Еще хуже дело обстоит с введением мордовских языков в сферу школьного обучения. Но некоторые успехи есть и здесь, причем не только в Мордовии, но и мордовских диаспорах, прежде всего Башкортостана и Татарстана.
Библиографическая ссылка
Абрамов В.К. ЗАРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 2.
– С. 54-55;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22438 (дата обращения: 22.11.2024).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)