Моделирование лихорадки Западного Нила (ЛЗН) проводилось в лаборатории арбовирусных инфекций в институте вирусологии им. Д.И. Ивановского. Материал ЦНС был получен от 6 беспородных белых самцов, зараженных штаммом Астр 901 внутримышечно 0,1 ml в разведении 10-3 (1-я группа) и в разведении 10-2 (2-я группа). Исследованию подверглись мыши, погибшие на 9 сутки (1-я группа); забитые на 14 сутки эксперимента (2-я группа). Эвтаназию проводили под эфирным наркозом, в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных». В качестве контроля служили интактные животные (3 штуки). Головной мозг фиксировали в 10% нейтральном формалине с дальнейшим обезвоживанием в батарее спиртов и изготовлением парафиновых блоков и срезов толщиной 5-7 мкм. Кроме обзорной окраски гематоксилином и эозином, срезы окрашивали по Нисслю, азуром II и эозином, импрегнировали азотнокислым серебром, производили иммуногистохимическое исследование пероксидазо-антипероксидазным методом с использованием моноклональных антител к протеину NCL-GLUR2 (клон 1B5).
В 1-й группе мышей обнаруживались клинические проявления менингоэнцефалита. У мышей 2-й группы клинические проявления заболевания отсутствовали. У 1-ой группы животных при исследовании продолговатого мозга в вентральной области в проекции NRL в цитоплазме перикарионов обнаружена выраженная вакуольная дистрофия, в некоторых случаях выявлялся гиперхроматоз, чаще хроматолиз. Отмечались явления нейронофагии, периваскулярного отека. Обнаруживались единичные скопления лимфоцитов вокруг сосудов. В дорсальной области в проекции NTS наблюдались аналогичные изменения нейронов, но выраженные в меньшей степени. В периваскулярных отделах имелись единичные скопления лимфоцитов и отек, обнаруживаемый и в веществе мозга.
У 2-ой группы мышей в продолговатом мозге в вентральной области в проекции NRL в цитоплазме нейронов в перинуклеарной зоне имелись признаки вакуольной дистрофии. Наряду с клетками, в состоянии периферического хроматолиза, обнаруживались гиперхромные перикарионы. Имелись нейроны в состоянии резко выраженной вакуолизации, переходящей в стадию необратимого повреждения нейрона. В данной области отмечалось высокое количество малых лимфоцитов в периваскулярных отделах. Сосуды были полнокровны. В дорсальной области продолговатого мозга в проекции ядра одиночного пути нейроны в большей части имели бледную цитоплазму перикариона. В периваскулярных отделах встречались единичные скопления лимфоцитов. Сосуды были полнокровны. Имелся слабовыраженный периваскулярный отек. При проведении иммуногистохимического исследования с использованием моноклональных антител к протеину NCL-GLUR2 нами не обнаружено экспрессии иммунореактивного материала в проекции NRL и NTS во всех группах.
Таким образом, обнаруженная нами морфологическая картина на уровне продолговатого мозга при моделировании лихорадки Западного Нила характеризуется наиболее выраженные изменения в вентральной области в проекции NRL.
Библиографическая ссылка
Глухов В.А., Смирнов А.В., Беляков М.М. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ЯДЕР ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ЛИХОРАДКИ ЗАПАДНОГО НИЛА // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 2. – С. 34-34;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22390 (дата обращения: 24.11.2024).