Безусловным лидером сегодня является юриспруденция (профессии в этой области назвали 41% респондентов - против 30% в 1999 г.) Следом идут практически сохранившие прежнюю притягательность сфера финансов (38%) и маркетинг (23%). Частное предпринимательство же с первого места опустилось на четвёртое (38% в 1999г., 19% - сейчас). ...Примечательно и то, что почти в три раза (с 13% до 5%) сократилась доля полагающих, что молодые люди мечтают "пойти в бандиты" [ 1 ].
В наше время мало кто сомневается, что для достижения успеха и материального благополучия в любой сфере человеческой деятельности высшее образование как минимум не помешает, а часто просто необходимо. В нашей стране традиционно сильным было высшее образование, в том числе и технические направления. Ещё сохранились многие научные школы, но возраст людей, которые ещё могут передать свои знания молодому поколению подходит к критическому. Всё чаще приходится слышать о снижении качества высшего профессионального образования. Но поддержка качества образования на мировом уровне предполагает финансирование. Нищенское существование профессорско - преподавательского состава и устаревшая материально-техническая база высших учебных заведений неотвратимо делают своё дело. На фоне этих проблем всё чаще раздаются голоса о перепроизводстве специалистов. При этом забывают, что перепроизводство наблюдается в первую очередь в сферах юриспруденции, финансов. Выпускники технических вузов не востребованы неработающей промышленностью. Всё это кратно обостряется в регионах нашей страны. Правительство создаёт и усиленно пестует стабилизационный фонд. На что его собираются тратить? Растёт средний возраст населения и особенно это заметно в регионах. Молодёжь покидает Иркутскую, Читинскую области, Хабаровский край. Все стремятся в крупные города, за рубеж. Высшее образование может и должно стабилизировать миграцию молодых людей. Никто не умаляет заслуг и возможностей вузов Москвы и Санкт-Петербурга, но выпускники ведущих вузов страны независимо от специальности не стремятся работать на необъятных просторах нашей страны.
Много разговоров ведётся о Болонской декларации. Россия должна с 2008 г. перейти в системе высшего профессионального образования на двухступенчатую систему подготовки специалистов по типу "бакалавр-магистр". При этом основным направлением подготовки является бакалавриат. Но на западе бакалавр не имеет права заниматься инженерной деятельностью, а должен проработать определённый срок под руководством опытного инженера. В России на производстве часто не понятно, на какую должность могут претендовать бакалавры. Ведётся большая работа по признанию Российских дипломов за рубежом (аккредитации образовательных программ). Предположим, что Россия выполнит поставленную задачу и выпускники наших вузов будут высоко котироваться за рубежом. Где они предпочтут работать? Кто останется в стране, которая не развивает свою промышленность и не в состоянии платить достойную заработную плату работникам? О проблемах высшей школы можно говорить бесконечно. Поговорим о существующих государственных образовательных стандартах (ГОС). В качестве примера рассмотрим ГОС энергетических направлений.
На предприятиях электроэнергетики, энергосбытовых организациях в значительных количествах появились автоматизированные комплексы по учёту и контролю качества электроэнергии, построенные на современных цифровых счётчиках и компьютерах, с новыми принципами передачи и обработки сигналов и информации. Часто эти комплексы и приборы зарубежного производства. В учебных заведениях не предусмотрены многие учебные курсы по изучению этих приборов. Сложно найти специалистов, которые могут работать с этими приборами, а тем более ремонтировать и обслуживать их. Региональные вузы не в состоянии закупить современное оборудование и подготовить специалистов. Выпускники школ, имея возможность выбора, уезжают учиться в Москву, Новосибирск, Санкт-Петербург или за рубеж. Практически никто из них не возвращается в свои регионы.
Проблемы образования входят в общие проблемы страны лишь как составная часть. В заключении хотелось бы отметить: "... грядущее реформирование высшего профессионального образования России и реализация Болонской декларации потребует коренной перестройки системы технического образования в России. Учитывая состояние экономики страны и, в частности, системы образования, а также тот факт, что рыночная экономика в России фактически находится в стадии становления, следует предпринимать неординарные меры для того, чтобы не допустить развала сложившейся системы высшего профессионального образования и ликвидации значительного числа вузов [ 2 ] ".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Петрова А. Высшее образование в России: престиж и доступность. http:// bd.fom.ru/ report/map/ of052103.
- Пантелеев В.И. О проблемах реформирования высшего профессионального образования России и реализации Болонской декларации. Электрика //№8, 2005. с.10.
Библиографическая ссылка
Ермолаев Ю.В. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 1. – С. 39-40;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22321 (дата обращения: 21.11.2024).