В связи с тем, что ресурсы составляют основу северной экономики, плата за них должна стать одним из фундаментальных условий ее перехода к социально-устойчивому развитию и трансформации из трансфертной в рентную. Основываясь на опыте сырьедобывающих стран, можно предположить, что полученные средства прежде всего будут направлены на структурную перестройку экономики, обеспечение диверсификации структуры хозяйства до наступления периода истощения основной части углеводородного сырья, применение малоотходных и безотходных, энергосберегающих технологий; решение экологических проблем, которые не под силу отдельным предприятиям и районам (например, очистка бассейна северных рек от загрязнения); создание материально-технической базы для переработки вторичного сырья; и наконец, формирование резервного фонда для обеспечения экономического и социального развития региона в ХХ1 веке. Сегодня следует говорить о создании экоиндустрии, использующей «чистые» технологии, и оборотных циклов, основанных на использовании отходов.
Обоснованной для Севера представляется концепция формирования территориального размещения новых типов отходоперерабатывающих производств - заводов-спутников по комплексной переработке промышленных отходов - как сопутствующих объектов регионального стройкомплекса при создании малоотходных промышленных предприятий. Развитие отходоперерабатывающих предприятий-спутников возможно на основе формирования их в виде компактных унифицированных строительно-технологических модулей, обеспечивающих гибкую планировку и вариабельность объемно-пространственных решений, тесную кооперацию производственных связей и высокие санитарно-экологические качества.
Для расширения объемов применения отходов целесообразно: выдавать льготные кредиты на расходы по подготовке и внедрению в производство перспективных проектов и предоставлять субсидии по их реализации.
Контурно намеченный в настоящей работе перечень первоочередных текущих и перспективных мер, охватывающий меры по созданию законодательных основ в совокупности с современным уровнем техники в области комплексного использования вторичного сырья, должен обеспечить реальность осуществления задач по управлению отходами:
-создание территориальных комплексных межотраслевых научно-технических центров по эффективному использованию вторичных ресурсов НТЦ «Вторичные ресурсы»;
- разработка целевой региональной программы «Отходы» для формирования единой политики в сфере управления отходами, отражающей правовые, нормативные, научно-технические и хозяйственные аспекты решения проблемы отходов;
- создание специализированного экологического банка - для обслуживания финансовых потоков по аккумуляции дохода от платежей за размещение отходов и распределения средств на цели переработки отходов;
- выпуск экологических акций с целью оперативного перераспределения финансовых средств для переработки отходов в отдельных районах;
- формирование государственного внебюджетного фонда экологического инвестирования для решения неотложных задач по переработке отходов..
В настоящее время правомерно говорить о необходимости изучения мирового опыта с целью его осмысления и творческого использования. В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается опережающий рост расходов на охрану окружающей среды. В России же бюджетное финансирование природоохранного комплекса уже реально не существует. Оно сохранилось лишь в форме льготного кредитования природосберегающих инвестиций и более мягкого налогообложения продукции, уменьшающей природоемкость хозяйства. Между тем опыт развитых стран показывает, что даже при отсутствии кризисных ситуаций и при наличии разнообразных источников финансирования, государство выделяет средства из национальных бюджетов на охрану природы. Так, в 1994 году в ФРГ выделено 1,9% ВНП, США , Дания, Франция - 1,7% ВНП.
Вышеизложенное позволило автору сформулировать следующие направления развития механизма регулирования природопользования : разработка специальной программы, включающей мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения и кардинальному улучшению состояния окружающей среды; обеспечение действенной экологической экспертизы, переход от выборочного послепроектного экологического анализа к всеохватывающей послепроектной экологической экспертизе (экологическому аудированию), с целью тщательного анализа природоохранной программы предприятия и помощи во избежания кризиса в будущем; создание единой региональной автономной системы сбора, хранения и обработки данных о состоянии окружающей среды, становление "самомониторинга".
Нами рекомендуется также практическое применение таких экономических инструментов, получивших широкое распространение в мировой практике, как: инвестиционные субсидии, покрывающие часть расходов на разработку новых технологий по борьбе с загрязнением; ссуды на установку оборудования по борьбе с загрязнением или восстановлением качества окружающей среды; субсидии на выплату процентов для облегчения осуществления займов; полное освобождение от налогообложения средств на научные исследования и разработки в области охраны окружающей среды; ускорение амортизации оборудования природоохранного значения; экологические штрафы; налог на отходы первичных сырьевых ресурсов.
Внедрение перечисленных элементов обеспечит формирование эффективного ресурсосберегающего и природоохранного механизма, что не позволит северным регионам остаться территориями со специфическим хозяйственным комплексом, основу которого в настоящее время составляют сырьевые и грязные ресурсоемкие производства.
Библиографическая ссылка
Жиделева В.В. К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 2. – С. 76-77;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22299 (дата обращения: 23.11.2024).