Однако указанные важнейшие направления здоровьеразвивающих технологий в реально существующей школьной физической культуре в большинстве случаев внедряются медленно и имеют крайне низкий уровень эффективности. Это тревожное положение является побудительным мотивом для создания новых авторских программ по физической культуре, физическому воспитанию.
В настоящее время не вызывает сомнений необходимость создания высоко организованной информационно - педагогической идеологии индивидуального управления здоровьем ребенка на основе информационной базы его индивидуальных социальных, психофизиологических, физических и медико - биологических характеристик.
В теоретическом плане недавно к решению этой проблемы, по нашему мнению, наиболее близко находятся исследования В.И. Харитонова, В.В. Кима, А.В. Ненашева С.А. Личагина (2002). Предложенная ими модель состоит из стержневых блоков, в которые входят составляющие здорового образа жизни и личности ребенка. Однако эти исследования ограничиваются лишь созданием алгоритмов многофакторной оценки состояния здоровья человека. В них отсутствует указание на конкретный способ реализации программного обеспечения указанного подхода.
Решение указанной проблемы находится в центре нашего внимания на протяжении более 4 лет. В результате совместной работы коллективов исследователей Волгоградского государственного медицинского университета, Волгоградского государственного технического университета и Волгоградской государственной академии физической культуры создана и внедряется в практику волгоградская автоматизированная система «Паспорт здоровья ребенка» (ВАСПЗР). Ее особенностью является возможность настройки системы на решение практически любых задач создания единого информационного пространства, его анализа и синтеза результатов исследований в динамике развития каждого ребенка, а также микро- и макроколлективов детей, в том числе имеющих различное отношение к физической культуре и спорту. ВАСПЗР основан на создании единого информационного пространства и, следовательно, обеспечивает как индивидуальные, так и групповые пролонгированные во времени многофакторные наблюдения.
В организации единого информационного пространства ВАСПЗР, соучастниками его создания и активными пользователями являются многие учреждения и организации, заинтересованные в оптимизации решений различных, в том числе, спортивных и физкультурно- оздоровительных аспектов здоровья детей и их коллективов.
Применение на практике единого информационного пространства ВАСПЗР позволяет уверенно решать многие задачи физического воспитания и развития каждого ребенка, а также микро- и макроколлективов детей, в том числе и проблемы подобного типа:
- Изучение ситуации - проблемы влияния среды и общества на отношение детей к физической культуре и спорту.
- Формулировка цели - с прогнозированием ее достижимости и сроков выполнения конкретно для индивидуума, а также микро- и макрогрупп детей, например спортивной команды.
- Прогнозирование эффекта обучения и стратегии его достижения с учетом не только выбора программы для конкретного контингента занимающихся, но и психофизиологическим обоснованием возможностей их реализации в намеченные сроки.
- Оценка эффективности обучения - с определением его психофизиологической стоимости и уровней соответствия поставленной в обучении цели с фактически получаемыми результатами.
- Перспективы планирования- модификация и коррекции программы на основе информационной многофакторной обратной связи, получаемой в реальном масштабе времени.
- Организация индивидуального и микрогруппового физкультурного и спортивного обучения детей, с учетом проблем их социальной ориентации на спорт, физической подготовленности, физического развития и уровней физического и медицинского здоровья и т.д.
В представленном перечне возможных применений единого информационного пространства ВАСПЗР обозначен лишь малый диапазон проблем и вопросов, решение которых в значительной степени облегчит получение ожидаемых результатов мониторинга физического здоровья детей не только в общегосударственном (как это произошло с недавно проведенными общероссийскими диспансеризацией и мониторинга физического здоровья детей), но и на местных уровнях.
ВАСПЗР создает условия для проверки уже разработанных и организации новых, научно обоснованных адресных принципов и способов индивидуальной и групповой оптимизации многих сторон развития личности ребенка, в том числе и мотиваций к занятиям физической культурой. Единое информационное пространство ВАСПЗР способствует лучшей организации межведомственных взаимодействий в деле дальнейшего развития в РФ физической культуры и спорта.
Библиографическая ссылка
Гавриков К.В., Лифанова Е.В. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОГО, ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА-ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 84-85;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22244 (дата обращения: 23.11.2024).