Обследовано 78 здоровых людей обоего пола в возрасте от 18 до 20 лет. С помощью психологического тестирования оценены в баллах вероятность развития стресса (по шкале стрессогенных событий Холмса-Райха), выраженность реактивной и личностной тревожности (по тесту Спилбергера), изменения вегетативной системы (по опроснику А.М. Вейна), качество сна (по анкете А.М. Вейна), определены акцентуация характера (по тесту «Акцент-2-90») и тип личности (по тесту Кейрси). Проведена статистическая обработка и корреляционный анализ полученных данных. Значимыми считались коэффициенты корреляции выше 0,5.
Среди обследованных 82% оказались экстравертами интуитивно-эмоционального (16%), сенсорно-эмоционального (34%) и сенсорно-логического (32%) типов. Остальные 18% - интраверты (8%) и смешанные типы личности (10%). По акцентуации характера выявлены 4 основных варианта: гипертимность - 45%, экзальтированность - 30%, циклотимность - 11%, застревание - 7%. Остальные 7% имели акцентуацию характера на педантичность, эмотивность и тревожность.
Все интуитивно-эмоциональные экстраверты имели гипертимную акцентуацию характера. Вероятность развития стресса у них была самой высокой, а вегетативные изменения и уровень тревожности - самыми небольшими. При этом тревожность связана сильной прямой корреляцией с вегетативными изменениями, но отрицательно коррелирует с вероятностью развития стресса. Сочетание низкого уровня тревожности и вегетативных изменений с высокой вероятностью развития стресса дает основание предполагать неадекватность адаптивных реакций у этого типа личности.
Сенсорно-эмоциональные экстраверты оказались более разнообразны по акцентуации характера: у 60% выявлена экзальтированность, у 30% гипертимность, у 10% циклотимность. Определяемые показатели у этого типа личности связаны друг с другом слабо (r<0,5), и лишь одна взаимосвязь (прямая) была достаточно сильной - между качеством сна и личностной тревожностью. Вероятность развития стресса ниже, чем у предыдущей группы, а вегетативные изменения наиболее значительны, положительно связаны с тревожностью и не обусловлены стрессом. Необходимо подчеркнуть, что личностная тревожность значительно выше, чем у предыдущей группы, и вероятно, способствует развитию вегетативных изменений, но одновременно создает высокий уровень готовности к стрессу и не нарушает сон. Следовательно, есть основания оценить этот тип личности как наиболее резистентный к напряжению.
Сенсорно-логические экстраверты, в основном, имели гипертимную акцентуацию, но встречались и акценты на застревание и эзальтированность. Этот тип личности отличается самым высоким уровнем реактивной и личностной тревожности. Тем не менее, вегетативные изменения тревожностью не обусловлены (r=-0,36), но прочно и положительно связаны с вероятностью развития стресса. При этом вероятность развития стресса существенно меньше, чем в других группах, и по-разному соотносится с реактивной и личностной тревожностью. С личностной тревожностью она имеет сильную прямую корреляцию, а с реактивной - не проявляет взаимосвязи, что можно трактовать как ослабление готовности к напряжению. Это подтверждается выявленными только у данного типа личности сильными отрицательными взаимосвязями между качеством сна и остальными показателями, что свидетельствует о максимальной зависимости сна от любых влияний. Высокая тревожность и расстройство сна даже в благоприятных условиях (при незначительных вегетативных изменениях и малой вероятности возникновения стресса) могут провоцировать снижение резистентности организма.
Выявленные взаимосвязи характеризуют индивидуальные особенности адаптивных реакций и могут быть основой для индивидуального подхода к определению стратегии и тактики лечения.
Библиографическая ссылка
Васильев Ю.Н., Окладников В.И. МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 81-82;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22241 (дата обращения: 21.11.2024).