Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ЗАРИСОВКИ И НАБРОСКИ

Пензин И.С
«Хороший рисовальщик» - можно услышать похвальную фразу о студенте, или о специалисте, профессионале, если мы видим хороший рисунок, а еще лучше прекрасный набросок. Уверенная точная линия, передающая характер модели или объекта рисунка, всегда привлекает.

Трудно переоценить умение рисовать по представлению и по памяти для архитекторов и дизайнеров. В процессе обучения будущих архитекторов и дизайнеров необходимо уделять большое внимание коротким зарисовкам и рисункам по памяти, такие упражнения формируют необходимые профессиональные навыки для быстрого эскизирования, а также развивают пространственное и композиционное мышление.

Одной из основных задач обучения, будь то рисунок или живопись, является воспитание умения быстро и уверенно воспроизводить по памяти самые разнообразные объекты, создавать выразительные изображения проектируемых объектов, убедительно отображать в рисунке свои идеи. Рисунок это, прежде всего отбор, «гротеск» изображаемого, идея, образ, отпечаток отношения к жизни (будь то эскиз интерьера, предмета или эскиз портрета).

Необходимо отметить, что в процессе совершенствования умения делать наброски и короткие зарисовки, студент подходит к пониманию законченности наброска, его художественной ценности. Таким образом воспитывается и художественная культура, так необходимая в проектной деятельности. Рисунок изображенного проектного объекта можно рассматривать не только с позиций его практической целесообразности, но и с эстетической.

Наброски можно разделить на линейные, сделанные линией и пятном, пятном (силуэт), тоном (светотеневые 2-3 тона). Необходимо отметить, что нужно одновременно делать наброски как линией, так и линией с пятном и т.д. Причем нужно использовать различные материалы в зарисовках, так линейно-конструктивные наброски делаются карандашом, пером или фломастером, мягким материалом (соусом, сепией, углем, сангиной, ретушью и т.д.), тушью (кисть), но и другие типы набросков следует делать во всех этих материалах. Таким образом все типы набросков рисуют всеми предлагаемыми видами материалов.

Начинающим рекомендуется делать короткие зарисовки с предметов быта, эти упражнения развивают глазомер и самое главное ощущение формы в пространстве. Следует обратить внимание на положение предметов в пространстве относительно линии горизонта, обязательно рисовать предметы как ниже линии горизонта так и выше, и находящиеся на самой линии горизонта. Переходя от простого к сложному пространству, от натюрморта к экстерьеру. От зарисовок с натуры к рисункам по памяти и по воображению. И в то же время одновременно с небольшим пространством (как натюрморт) пытаться зарисовать интерьер, экстерьер. Одновременно с выше перечисленными заданиями необходимо постоянно делать наброски с человека, для того, чтобы с самого начала обучения студент мог в сложной форме искать простые, т. е. уметь анализировать, синтезировать в рисунке. Не нужно ждать аудиторных постановок с обнаженной натурой. Практика показывает, что количество набросков в неделю не должно быть менее 30, а желательно и более.

Немаловажный вопрос стилизации в рисунке решается за счет сочетания различных материалов и типов наброска. То есть когда будущий архитектор или дизайнер делает линейный набросок он решает вопрос пространственного, конструктивного характера, а когда он делает зарисовку линией и пятном он подходит к пониманию «весовых, ритмических» характеристик формы и пространства. Выполняя же рисунок пятном-силуэтом, он оперирует не только «массами», но и подходит к вопросу стилистики формы через силуэт предмета, человека и отбирает главное, опуская второстепенные, незначительные детали, чем и отличается профессиональный подход к рисунку. Кроме развития глазомера развивается так необходимое понимание пространственного характера среды, композиционное мышление.

Выполнение набросков и зарисовок необходимо сочетать с композиционными задачами, с рисунками по воображению, тесно связать с эскизированием в проектировании. Таким образом можно выделить в обучении зарисовкам два больших одновременных, взаимодополняющих этапа: от знакомства с рисованием предметного мира, человека, архитектуры до проектирования предметного мира, сфер деятельности человека, архитектуры.

Библиографическая ссылка

Пензин И.С ЗАРИСОВКИ И НАБРОСКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 67-68;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22226 (дата обращения: 28.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074