Как известно, современная методика преподавания иностранных языков основана на принципах коммуникативного обучения. Его целью является формирование у обучающихся способности к эффективной межкультурной коммуникации. В этом случае овладение иностранным языком рассматривается как приобретение коммуникативной компетенции с учетом уровней владения обучающимися иностранным языком. Под коммуникативной компетенцией принято понимать способность соотносить языковые средства с задачами и условиями общения с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Таким образом, на наш взгляд, базовой ключевой компетенцией, которой должен овладеть обучающийся в результате обучения в языковом вузе, является коммуникативная компетенция.
В настоящее время выделяют следующие компоненты коммуникативной компетенции (Рис. 1.).
Рисунок 1. Компоненты коммуникативной компетенции
Задача формирования выделенных компонентов может быть решена различными способами. В частности, на наш взгляд, этому служат некоторым виды упражнений, которые целесообразно включать в систему заданий как для аудиторной, так и для самостоятельной работы обучающихся. Рассмотрим некоторые из них.
Snapshot - содержит интересную информацию о мире, представляет тему раздела или части раздела, а также развивает лексический запас. В данном виде упражнения развиваются навыки чтения и говорения с использованием продуктивных, рецептивных, интерактивных и посреднических видов деятельности. С точки зрения развития компонентов коммуникативной компетенции, следует отметить, что, на наш взгляд, данное упражнение призвано развивать лингвистическую, дискурсивную, стратегическую (при дискуссиях), социокультурную и социальную компетенции.
Conversation - диалоги записаны на аудиокассетах и представляют новую грамматику раздела в коммуникативном контексте, также представляют речевые образцы. В данном виде работы развиваются навыки слушания и чтения. Виды деятельности при этом в основном рецептивные. С точки зрения развития компонентов коммуникативной компетенции данное упражнение направлено на работу над лингвистической, социолингвистической и социокультурной компетенциями.
Pronunciation - это упражнение фокусирует внимание на важных особенностях разговорного английского языка, включая ударение, ритм, интонацию. Этот вид упражнения подразумевает развитие навыков слушания и говорения с использованием продуктивных и рецептивных видов деятельности. Здесь развивается лингвистическая компетенция, а именно ее фонологический аспект.
Grammar focus - новая грамматика каждого раздела представлена в виде упражнений, разделенных на контролируемые и самостоятельные. Посредством таких упражнений развиваются навыки слушания, чтения, говорения и письма с использованием продуктивных, рецептивных, интерактивных видов деятельности. Этот вид работы призван развивать лингвистическую, дискурсивную, стратегическую и социальную компетенции.
Word Power - в данных упражнениях развивается лексический запас обучающихся через выполнение ими разного рода коммуникативных видов деятельности и задач: работа в парах по подбору антонимов к приведенным словам, заполнение таблицы или схемы, дискуссия с использованием новой лексики и т.д. В данном упражнении развиваются навыки чтения, письма и говорения через применение продуктивных, рецептивных и интерактивных видов деятельности. При этом задействованы и получают развитие лингвистическая, социолингвистическая, стратегическая и социокультурная компетенции.
Interchange Activities - это задачи по выполнению парной и групповой работы, задачи по добыванию и сообщению информации и ролевые игры, которые способствуют настоящей коммуникации. В этих упражнениях развиваются навыки говорения и слушания. И свое дальнейшее развитие получают все виды компетенций, кроме лингвистической компетенции.
Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что все виды коммуникативной компетенции взаимосвязаны и взаимозависимы. Коммуникативная компетенция предполагает способность и возможность обучающегося вести речевую деятельность, в основе которой лежат автоматизированные умения и навыки, а точнее - коммуникативные навыки, характеризующиеся устойчивостью, стабильностью, лабильностью и гибкостью. Формированию компонентов коммуникативной компетенции может способствовать дидактически обоснованная система упражнений, которые будут применяться на различных видах занятий по иностранному языкуБиблиографическая ссылка
Ломтева Т.Н., Щёголева О.Н. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА-ЛИНГВИСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 64-65;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22223 (дата обращения: 21.11.2024).