Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Коростелёва О.Н. Коростелёв А.И.
Какие бы переменыни происходили в высшей школе в начале ХХІ века, главная её проблема - подготовка специалистов, необходимых для общества в целом, и вместе с тем удовлетворение потребностей студенческой молодёжи в образовании, духовном развитии, в повышении профессионального интеллекта. Успех этой проблемы основывается на качественном развитии личности студента - это учебный процесс и самостоятельная работа студента.

Каждому преподавателю (начиная от ассистента кафедры) необходима строгая система в подготовке, которая может обеспечить высокий организационно-методический уровень как отдельных лабораторно-практических занятий, лекций, так и всего учебного процесса. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний. Знания преподавателя вуза не должны ограничиваться рамками учебников. Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять обьем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать свои профессиональные, научные и деловые качества.

Тематический план должен раскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включать определённое количество часов на их изучение. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы, используя теоретические положения, исследования, исторические факты, производственные примеры. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии. Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана.

Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года. Форму плана определяет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета, содержания и своеобразия учебного материала, темы занятия, Учебно-материальной базы. Структура тематического плана должна содержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу.

Обьём знаний, которое должен получить студент в результате изучения предмета, определён «примерной программой». Преподаватель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного времени по темам. С учётом непрерывного научно-технического прогресса распределение учебного времени по отдельным темам может быть изменено по решению методической комиссии факультета, но в пределах общего количества часов, отведённых на изучение дисциплины.

Однако не следует значительно сокращать время на изучение тем, которые, по мнению преподавателя, не очень важны, так как это может нарушить стройность и целостность изучаемого предмета.

В дальнейшем преподаватель изучает содержание программы и основного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета. В связи с развитием научно-технического прогресса и другими переменами, происходящими в обществе и некоторым отставанием содержания программы и учебника в особенности, связанных с их подготовкой и изданием, в них могут отсутствовать сведения о новых технологиях, формах и т.д. Поэтому преподавателю необходимо ознакомиться с последними специальными журналами, новыми книга и справочными пособиями.

Полный комплект тематических планов по изучению предмета позволяет преподавателю проанализировать свою работу за прошедший учебный год. При подготовке к новому учебному году в разработанные планы вносятся необходимые корректировки.

Составление тематического плана следует начинать с распределения материала в нутрии каждой темы, на отдельные занятия. На изучения сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и, наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов.

При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и обьем самостоятельной работы.

Цель занятия должна формулироваться чётко и кратко. Тип занятия, формы и методы обучения зависят от особенностей содержания учебного материала, материально-технической базы, уровня подготовки студентов к данной теме занятия.

Важным фактором являются также особенности педагогического мастерства преподавателя, глубокое знание им учебного материала, умение организовать учебный процесс с применением эффективных методов обучения.

При разработке плана занятия преподаватель должен главное внимание уделить изучению специальной и педагогической литературы, анализу учебного материала и педагогических особенностей самих студентов.

Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов: объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их; элементы нового для студентов преподаватель может вводить и в процессе проведения занятия и закрепления материала, и при проверке знаний.

В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определёнными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. План не должен быть громоздким и сложным. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной работы.

Молодые преподаватели вуза обычно остро нуждаются в приобретении навыков работы над словом при подготовке к уроку. К характерным недостаткам начинающих преподавателей относятся многословие, непоследовательность изложения материала изучаемой темы, нарушение запланированного времени (регламент), отсутствие аргументации, неумение чётко сформулировать выдвигаемые положения и др.

Поэтому, кроме плана урока начинающим преподавателям необходимо иметь конспект - занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов, содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий и т.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке. Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитывать можно только цитаты, выдержки.


Библиографическая ссылка

Коростелёва О.Н., Коростелёв А.И. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 59-60;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22219 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674