Использование современных технологий обучения и воспитания, инновационных методик преподавания могут существенно влиять на качество подготовки специалистов. И опыт работы педагогического коллектива Омского медицинского колледжа Минздрава России подтверждает это. Исходя из разработанной в колледже модели подготовки специалистов медицинского профиля с учетом требований квалификационных характеристик Государственного образовательного стандарта, в учебный и воспитательный процесс введена технология развивающего обучения с направленностью на развитие коммуникативной культуры и творческих качеств личности, социальной, личностной компетентности.
Учитывая комплексный подход в подготовке специалиста, технология развивающего обучения реализуется во всех сферах педагогической деятельности: учебной, внеучебной, воспитательной.
Требования рынка труда к выпускникам образовательных учреждений значительно возросли, поэтому содержание педагогической деятельности в Омском медицинском колледже Минздрава России было скорректировано и направлено на подготовку специалиста, который должен:
- иметь высокую профессиональную компетентность;
- быть высоконравственной личностью, сформированным как человек высокой коммуникативной культуры, воспитанности и образованности;
- уметь принимать решение в сложных нестандартных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;
- выработать привычку к постоянному самообразованию и развитию творческого мышления.
Для успешной подготовки специалиста новой формации, в образовательном процессе необходимо сделать акцент на воспитание студента, на обеспечение ему, по возможности, комфортных, бесконфликтных условий развития, профессионального становления, раскрытия творческих качеств, используя современные технологии обучения и воспитания.
Анализ педагогической деятельности коллектива, мониторинг качества обучения показал, что профессиональная подготовка специалистов будет успешной, если:
- будет обеспечен системно-стилевой подход в обучении;
- введен активно-деятельностный способ обучения;
- представлена возможность самостоятельно и творчески работать;
- создан благоприятный психологический климат на занятиях;
- созданы условия для работы в общественных организациях;
- реализуются принципы развивающего обучения.
Основные принципы технологии развивающего обучения, на который делается акцент в образовательном процессе колледжа следующее:
- расширение сотрудничества преподавателей и студентов;
- учет личностных особенностей студентов;
- индивидуальная психологическая поддержка;
- условия для саморазвития личности, развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала.
Реализуя принципы развивающего обучения, направленного на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала, в учебном процессе колледжа применяются неимитационные методы активного обучения: исследовательские, проблемные лекции, проблемно-поисковые и эвристические беседы. Эти методы обеспечивают развитие творческого мышления студентов, выполнение ими таких задач, в процессе решения которых они овладевают способами познавательной деятельности и качественно усваивают необходимую учебную информации.
Познавательные процессы, коммуникативные навыки студентов, умения к самообразованию развиваются с помощью имитационных методов активного обучения, как игровых (деловая игра-конкурс, с разыгрыванием ролей, пресс-конференция), так и неигровых (решение ситуационных задач, анализ конкретных производственных ситуаций). Имитируя или анализируя деятельность медицинских работников, студенты на основе конкретной ситуации развивают свои профессиональные умения, повышается культура общения. В учебный процесс введены элективные дисциплины и факультативы: мировая художественная культура, история Омской области, история государства Российского, искусство общения, при изучении которых происходит не только формирование профессиональных знаний, но и развитие культуры личности студентов с учетом их индивидуальных способностей и внутренней мотивации.
Значительное влияние на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, оказывает самостоятельная внеаудиторная работа. С этой целью педагогическим коллективом колледжа разработаны и внедрены в учебный процесс различные ее виды - подготовка реферативных сообщений, составление таблиц, схем, обзор литературы. При этом студентам предоставляется право выбора, как тем, так и видов самостоятельной работы, в зависимости от интересов и способностей обучающихся.
В помощь студентам созданы учебно-методические пособия и пособия для самостоятельной работы с учетом задач развивающего обучения.
Ежегодно проводятся внеаудиторные мероприятия, направленные на решение учебных и воспитательных задач: недели дисциплин, конференции, брейн-ринги, викторины, научно-исследовательская работа студентов и т.д.
С целью обеспечения единых подходов к проведению занятий по технологии развивающего обучения методическим кабинетом колледжа предложена модель учебного занятия, которая позволяет решать задачи развивающего обучения.
В колледже накоплен опыт по развитию личностных качеств молодежи через работу в общественных организациях. В колледже успешно функционируют общественные организации, имеющие юридический статус - региональная общественная организация Общество «Милосердие», студенческий фитокомплекс «Зеленая аптека», Центр психологической поддержки молодежи. Так основными направлениями деятельности Центра психологической поддержки являются:
- диагностика молодежных проблем;
- коррекция эмоционально-психологического состояния;
- выпуск молодежной газеты;
- работа психологической гостиной;
- проведение тренингов общения и личностного роста.
Они способствуют развитию творческого потенциала студентов и развитию коммуникативной культуры, как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Работая в студенческом фитокомплексе «Зеленая аптека», у студентов развиваются профессиональные качества, умения заготавливать лекарственное сырье, навыки общения в группе.
Деятельность студентов в региональной общественной организации Общество «Милосердие», помогает приобретать первые уроки общения с больными людьми, проявлять гуманность, бескорыстность, милосердие.
Такие качества должны быть определяющими в профессии медицинского работника, поэтому нами уделяется внимание введению в учебный процесс дополнительных дисциплин, факультативов, позволяющих объединить цели обучения и цели деятельности общества «Милосердие». Так, например, методической службой колледжа одобрена и рекомендована в учебный процесс рабочая программа дисциплины по выбору студентов «Медико-социальные аспекты работы с лицами старшего возраста», факультатива «Здоровый стиль жизни», изучение которых позволяет развивать у молодежи профессионально-значимые качества, вырабатывает уважительное отношение к людям, нуждающимся в помощи, позволяет задуматься о значении здорового образа жизни, развивать коммуникативную культуру.
Реализация технологии идет по следующим этапам:
- целевой;
- диагностический;
- организационный;
- обучающий;
- информационный;
- экспериментальный;
- содержательно-деятельностный.
Целенаправленная работа с учетом названных мероприятий позволяет решать развивающие, учебные и воспитательные задачи.
Анализ результатов промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов показывает, что использование технологии развивающего обучения значительно повышает качество обучения. Так, на диаграмме 1 наглядно отражены учебные показатели: средний балл и качество знаний при традиционной системе обучения и с использованием технологии развивающего обучения.
Диаграмма 1. Динамика учебных показателей
Таким образом, практический опыт работы с использованием технологии развивающего обучения способствует повышению качества образовательного процесса и его эффективности. Ежегодные отзывы, получаемые о выпускниках из практического здравоохранения, подтверждают высокий уровень подготовки наших специалистов. Благодаря использованию технологии развивающего обучения повысилось эмоциональное состояние студентов, улучшился психологический микроклимат в группах, возрос мотивационный компонент личности студента. Изучение личностных качеств студентов также свидетельствует о целесообразности использования технологии развивающего обучения.
График 1. Траектория развития личностных качеств студентов при традиционной и развивающей системе обучения
Коммуникативные умения повысились, возросли способности к самовыражению, студенты стали более самостоятельными и инициативными, оригинальны при решении затруднительных задач.
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала личности обладает существенными достоинствами, определяющими ее эффективность.
Технология обеспечивает гарантированное выполнение требований государственных образовательных стандартов к уровню и качеству подготовки специалистов медицинского профиля.
В процессе обучения создаются необходимые и достаточные условия для становления творчески активной, ценностно-ориентированной личности специалиста-профессионала с высокой коммуникативной культурой.
Технология содержит в дидактической структуре механизмы ее адаптации к уровню способностей студентов к самостоятельному учению, умственному, коммуникативному, творческому развитию и воспитанию, позволяет осуществлять действенный мониторинг процесса и результата подготовленности обучающихся, выводить их из затруднений, поддерживать и развивать познавательные и профессиональные интересы.
В образовательном процессе обеспечивается общая эмоциональная удовлетворенность студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно-познавательной деятельностью, что позволяет обеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся на установленном стандартом уровне в процессе учебной деятельности непосредственно на учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности, развить коммуникативную культуру и творческий потенциал студентов.
Библиографическая ссылка
Артемьев В.Н., Веревкина М.П., Шабарова М.Н. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 51-53;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22212 (дата обращения: 21.11.2024).