Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ

Абакумова Н.Н.

Процессы модернизации образования предъявляют свои требования к осознанному выбору профессиональной карьеры. Современные тенденции рынка труда указывают на появление новых профессий и, вместе с тем, фиксируется изменение социально-психологической атмосферы.

Практический аспект профильного обучения реализуется за счет координации средней школы, профессиональных учебных заведений всех типов, предприятий, средств массовой информации. Помочь школьнику выбрать сферу предметной деятельности, а в ней и профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов - это постоянная практическая работа является основой профессиональной консультации школьного психолога.

Опыт МОУ СОШ № 25, г. Томска и МУ ОСШ № 196, г. Северска по проведению индивидуальных профконсультаций с учащимися 9-11 классов, анкетирования школьников по выявлению уровня: профессионального самоопределения; их информированности о мире профессий; самопознания показали, что необходима целенаправленная работа по информированию о современном рынке труда, проблемах занятости и ряда других вопросов и тем. Цель организации психолого-педагогического сопровождения: способствование личностному и профессиональному самоопределению личности учащегося на разных ступенях обучения.

Профессиональное самоопределение выпускников школ происходит не только на основании рациональных, но и нерациональных мотивов. Учащийся руководствуется не только собственными знаниями, но и советами родителей и друзей, семейными традициями, своей склонностью к каким-либо предметам школьной программы.

Задачи профильного обучения можно ставить, начиная уже с младшего школьного возраста. Однако следует отметить, что ранняя профилизация имеет свои особенности, так как сложно выделить специфические склонности, способности ребенка. Это предопределяет необходимость: а) отказаться от жестокости и категоричности при определении диапазона перспективных для ребенка видов профессиональной деятельности; б) акцентировать внимание на решении задач по развитию способностью ребенка овладевать универсальными, необходимыми практически для всех видов деятельности знаниями, умениями и навыками; в) максимально использовать игровые, эмоционально насыщенные формы коррекционных мероприятий.

Таблица 1.Этапы и формы профессионального самоопределения учащихся

 

Наименование этапа

Возраст

Цели и задачи

Формы и содержание деятельности

1

Эмоционально-образный

Дети старшего дошкольного возраста

Формирование положительного отношения к профессиональному миру (людям труда, их занятиям)

Вырабатывание первоначальных трудовых умений в доступных для ребенка видах детальности

2

пропедевтический

1-4 классы

Формирование добросовестного отношения к труду, помочь в осознании его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, обучение детей пользованию всеми каналами восприятия окружающего мира

Тренинги, игровые занятия, семинары. Например, «Специфические трудности в обучении в младшей школы», «Развитие каналов восприятие окружающего мира у младших школьников», «Общие требования профессии к человеку», «Здоровье и выбор профессии»

3

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формирование у подростков профнаправленности, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Игровые методы , проведение мини-тренингов «Интересные профессии», «Предпринимательство». Групповая и индивидуальная работа с родителями. Психологическая поддержка школьников и родителей (методы стихосложения, медитации для снятия напряжения, повышения мотивации)

4

Развитие профессионального самосознания у школьников, личностного смысла выбора профессии

8-9 классы

Формирование умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями.

Выработка умения адекватной оценки своих знаний, увеличения мотивации обучения

Проблемно-ролевая игра «Машина времени», семинары «Внутренние факторы успешной карьеры». Групповая работа с подростками по психологической поддержке и психокоррекции (тренинги «Психология общения», «Познай себя»). Родительский лекторий по профориентации. Экскурсии школьников в ЦПК. Проведение «Дней открытых дверей».

5

Уточнение социально-профессионального статуса

10-11 классы

Осуществление профориентационной деятельности на базе углубленного изучения учебных предметов

«Ярмарка вакансий», «День будущего специалиста». Групповые и индивидуальные специализации. Тесты и анкетирование по определению профессиональной готовности, склонности и интересов. Элективный курс «Планирование карьеры».

Тренинг профессионального самоопределения.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах обучения в школе.


Библиографическая ссылка

Абакумова Н.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 48-49;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22209 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674