Нормостеники. Между сессиями индекс Кердо равен нулю - оба отдела вегетативной нервной системы (ВНС) уравновешены. Перед заходом на экзамен был равен 10,4 - превалировал симпатический отдел ВНС. После экзамена быстро возвращался к нулю. Индекс Хильденбратена (показатель согласованности в работе висцеральных систем) снижался с 4,4 до 3,9 перед заходом на экзамен и в большей мере (3,3) сразу после экзамена. Индекс Аллговера указывал на то, что систолический выброс возрастал очень незначительно, но по значению минутного объема (3994 мл, во время сессии 3320 мл, р<0,01) эффект был отчетливым. Большим было пульсовое и среднее давление, что приводило к увеличению нагрузки на сердечную мышцу (индекс Робинсона) и она усиливала работу (коэффициент выносливости).
Астеники. Во время экзамена индекс Кердо (18,0) указывал на явное превалирование симпатического отдела ВНС. После сдачи экзамена быстро возвращался к исходному значению. Индекс Робинсона существенно увеличен (123,4, во время повседневной учебы - 83,4, р<0.01), что указывало на высокий уровень нагрузки на CCC: минутный объем кровообращения составлял 4050 мл, накануне сессии 3284 мл (р<0,01). Повышено пульсовое и среднее давление.
Гиперстеники. Превалирование симпатического отдела достаточно четко выражено (индекс Кердо 14,2) по сравнению с нормостениками. Возвращение к исходному значению более медленное. Индекс Робинсона (134,7) свидетельствовал о более высокой гемодинамической нагрузке на сердечно-сосудистую систему (ССС). Коэффициент выносливости свидетельствовал об усилении функции ССС, так как минутный объем кровообращения до сессии составлявший 3199 мл, перед экзаменом увеличивался до 4490 мл (р<0,001) и медленно уменьшался после экзамена (3791, р<0,01). Пульсовое давление повышалось с 40,4 мм. рт. ст. до 49,7, а среднее давление 40,4 до 49,7 мм. рт. ст. (р<0,05). Вывод: при экзаменационном стрессе снижаются адаптивные возможности организма и могут наблюдаться нарушения менструального цикла.
Библиографическая ссылка
Шарыпова Н.В. АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ОРГАНИЗМА ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОК С РАЗНЫМ ТИПОМ КОНСТИТУЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИ НАРУШЕННОМ МЕНСТРУАЛЬНОМ ЦИКЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 2. – С. 49-50;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22191 (дата обращения: 23.11.2024).