Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Дингилиши У.В.
Информатизация и глобализация - основные факторы, кардинально влияющие на развитие современной системы образования. На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует. Проблемами глобализации занимаются многие общественные научные дисциплины, при этом в термин "глобализация" вкладываются присущие конкретной науке специфические значения. Для одних глобализация - "распространение рынка на всю планету", "возрождение универсальных западноцентристских ценностей", "утверждение идеологии неолиберализма", "проявление нового империализма и нового колониализма", "гомогенизация мира". Другие видят в глобализации "движение к общечеловеческим ценностям", "позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности", и т.п.

В то время как теоретические поиски по определению феномена глобализации продолжаются, ее практическое воздействие на все сферы жизни общества ощущается все сильнее. В частности, процессы глобализации оказывают влияние на систему образования.

Процесс информатизации привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Возрастает значение таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла и пр. Все это заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Современный гуманитарный дискурс оперирует различными контекстами глобализации образования, апеллируя к мировым тенденциям создания глобальных рынков, становления новой информационной ситуации и превращения знаний в непосредственную производительную силу.[1] Новые информационные технологии, широкие возможности Интернета и возрастающее значение образования в ситуации, когда знания устаревают с катастрофической скоростью, породили принципиально новые отношения в национальных системах образования, постепенно трансформирующихся в глобальные рынки образовательных услуг. Изменившаяся концепция знания требует изменения педагогических способов его передачи, однако эти процессы не совпадают по времени.

Жесткие схемы предметно организованного знания, которое передается от учителя к ученику в специальных образовательных институтах, имеют мало общего с потребностями рынков труда и тенденциями развития образовательных систем.[2] Строго говоря, педагогика как никогда прежде отстает от уровня развития образовательных институтов и технических возможностей трансферта специальным образом организованного знания. Индивид, имеющий все возможности самостоятельного достижения нужного уровня квалификации и компетенции, вполне способен осуществить свой образовательный проект и без педагогической поддержки специально обученных для этих целей людей.[3]

Педагогика может исчезнуть не только как теория и практика обучения, но и как форма гуманитарной рефлексии, если она не сможет найти свои качественные определенности в контексте развития процессов глобализации образования.

Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, порождая целый ряд проблем и противоречий, которые предстоит преодолеть. Среди них можно выделить:

-проблему гармонизации процессов глобализации и регионализации, включая опасность потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры; проблему превращения его в гражданина мира без потери своих "корней" и при активном участии в жизни своих нации и регионального сообщества; вопрос о связи глобализации и решения образованием задачи распространения национальных культур,

-экономические проблемы развития международного образования в условиях ограничения возможностей деятельностью глобальных рынков и либерализации международной торговли образовательными услугами,

- необходимость ориентации высшего образования на глобализующийся рынок, придание образованию более предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию как к государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг,

- проблему уравновешивания подхода "всеобщего охвата" как попытки реализовать равенство возможностей, и обеспечения качества образования,

- проблему стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур и сетей под влиянием современных информационных технологий и др.[4]

Необходимо также сосредоточить внимание на внутренних проблемах функционирования российского образования, возникающих или обостряющихся в связи с процессами глобализации и европейской интеграции.

В результате доминирования ориентированной на получение быстрого экономического результата global-парадигмы академическая функция университета становится второстепенной. На первый план выходят рыночные императивы. Преподаватели все меньше участвуют в процессе принятия решений, сокращается степень коллегиальности, расширяется круг деятельности, приносящей доход, уменьшается время, отводимое на научное общение с коллегами.

Многие университеты, следуя рыночной идеологии, более не выполняют роль активных независимых публичных критиков. Существует опасность, что многие преподаватели вузов из исследователей превратятся в своего рода предпринимателей.

Тем не менее перспективы развития образования в XXI в. многие западные специалисты связывают с процессами глобализации, в том числе глобальной информатизации. Ж.Бэнде, директор Управления анализа и прогнозирования ЮНЕСКО, считает, что в условиях третьей промышленной революции, которую переживает современный мир, общество нуждается в выработке нового социального контракта, отвечающего императивам XXI в. Социальный контракт эпохи второй промышленной революции основывался на принципах фордизма в экономической сфере и на концепции государства "доброго гения" - в социальной. Он быстро утрачивает свою силу под давлением глобализации экономики, которая ведет к формированию сетевой структуры хозяйственных связей, к радикальным технологическим сдвигам. Стержнем нового социального контракта должно стать, по его мнению, получение образования на протяжении всей жизни человека. Такое образование будет способствовать гуманизации процесса глобализации и демократическому развитию общества. Принцип образования для всех в течение всей жизни предполагает, что вузы должны стимулировать у людей способность адаптироваться и стремление к знаниям, т.е. они должны "научить учиться". Ориентация на непрерывное обучение необходима, поскольку в условиях быстрых технологических сдвигов невозможно точно спрогнозировать структуру спроса на специалистов в будущем, предсказать появление новых профессий.

Обучение взрослых в разнообразных формах призвано стать общественным приоритетом. В этой связи необходимо пересмотреть роль университетов. Из "фабрик" по производству дипломированных специалистов и "башен из слоновой кости" они должны трансформироваться в основные генераторы экономического и культурного развития.


[1] Edvards R., Usher R. Globalization and Pedagogy. Space. Place and Identity. Routledge, London and New York, 2000.

[2] Cogburn D.L. Globalization, Knowledge, Education and Training in Information Age, www.unesco.org.

[3] Dimmock C., Walker A. Globalization and societal culture: redefining schooling and school leadership in the twenty-first century. Compare, Vol.30, No.3, 2000.

[4] Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. - М.1998. - 81 с.


Библиографическая ссылка

Дингилиши У.В. ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 79-80;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22100 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674