Целью нашего исследования явилась сравнительная характеристика состояния здоровья учащихся выпускных классов средних школ, имеющих различную специализацию. Исследования проводились в девятых и одиннадцатых классах общеобразовательной школы, математических классов школы - гимназии, медицинских классах школы - лицея, гуманитарных классах школы - гимназии. В группу наблюдения вошло 456 человек.
Индивидуальную оценку состояния здоровья школьников проводили по данным медицинского осмотра. Были определены следующие показатели: общая заболеваемость; заболеваемость по отдельным нозологическим формам, определены группы здоровья.
Кроме этого, режим дня школьников, расписание уроков с учетом ранговой шкалы трудностей и его соответствие гигиеническим требованиям. Изучалась внешкольная занятость учащихся путем проведения опроса.
Уровень охвата школьников медицинскими осмотрами составил 100% во всех классах.
При сравнительной оценке уровня заболеваемости учащихся девятых и одиннадцатых классов наблюдается рост заболеваемости в одиннадцатых классах по сравнению с девятыми классами. Если в девятых классах учащиеся с первой группой здоровья составляют: общеобразовательная школа - 17%, математические классы школы - гимназии 8%, медицинские классы школы лицея - 21%, гуманитарные классы школы - гимназии - 12,3%, то в одиннадцатых классах этих школ всего 5 - 10%.
Первое место по частоте встречаемости занимает патологии органов зрения (от 9% до 24%). Почти 99% среди заболеваний органов зрения - миопия. На втором месте по частоте - патология органов дыхания, 90% которой составляет хронический тонзиллит. На третьем месте - патология опорно - двигательного аппарата, где также 90% составляют сколиоз и другие нарушения осанки. Четвертое место по частоте занимает вегето - сосудистая дистония. На пятом месте - патология желудочно - кишечного тракта.
При сравнительной оценке уровня заболеваемости среди учащихся общеобразовательных и специализированных школ обращает на себя внимание то факт, что если в девятых классах всех школ по уровню заболеваемости положение примерно одинаковое, то в одиннадцатых классах наблюдается рост заболеваемости преимущественно в большей степени в специализированных школах. Так, патология органа зрения в общеобразовательной школе в одиннадцатых классах в 1,3 раза выше по сравнению с девятыми классами. В медицинских классах лицея она возросла в четыре раза, в математических и гуманитарных классах гимназий - в два раза.
Патология органов дыхания в общеобразовательной школе в одиннадцатых классах в два раза ниже по сравнению с девятыми классами той же школы. В медицинских классах лицея наблюдалось увеличение данной патологии в 1,2 раза, в гуманитарных классах гимназии - увеличение частоты органов дыхания в 2,8 раза по сравнению с девятыми классами. Увеличилось число заболеваний опорно - двигательного аппарата в четыре раза в медицинских классах лицея (в основном нарушений осанки) и в гуманитарных классах гимназии. Во всех специализированных школах наблюдался в одиннадцатых классах рост числа учащихся, страдающих вегето - сосудистой дистонией, в среднем в три раза.
При изучении степени внешкольной занятости получены следующие данные: на первом месте по степени занятости учащиеся медицинских классов лицея (примерно 8 - 10 часов в неделю). Интересен тот факт, что у учащихся специализированных школ основное время внешкольной занятости приходится на занятия специальными предметами, посещение факультативов, элективов, занятий с репетиторами. А учащиеся общеобразовательной школы это время используют преимущественно для занятий спортом, музыкой, посещений различных клубов и т.д.
Таким образом, интенсивная организация учебно - воспитательного процесса предъявляет повышенные требования к организму подростка. Речь идет прежде всего о функции центральной нервной системы, зрительном и слуховом анализаторах, опорно - двигательном аппарате. Устранение неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся требуют постоянных совместных действий со стороны педагогов и врачей разных специальностей, родителей, направленных на сохранение и здоровье учащихся.
Библиографическая ссылка
Бурцев В.В., Чекрыгина А.В. ИНТЕНСИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 62-63;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22076 (дата обращения: 21.11.2024).