Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕНСИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Бурцев В.В. Чекрыгина А.В.
В общеобразовательной системе 21 века произошли значительные изменения, связанные с перестройкой учебного процесса: увеличился объем и сложность информации, подлежащий усвоению, появились новые интегрированные программы и учебные дисциплины, внедряется широкое гуманитарное и специальное обучение по элективным программам при неизмененных сроках обучения. В связи с этим становятся актуальными исследования по влиянию новых интенсивных форм обучения на состояние здоровье учащихся, особенно старших классов.

Целью нашего исследования явилась сравнительная характеристика состояния здоровья учащихся выпускных классов средних школ, имеющих различную специализацию. Исследования проводились в девятых и одиннадцатых классах общеобразовательной школы, математических классов школы - гимназии, медицинских классах школы - лицея, гуманитарных классах школы - гимназии. В группу наблюдения вошло 456 человек.

Индивидуальную оценку состояния здоровья школьников проводили по данным медицинского осмотра. Были определены следующие показатели: общая заболеваемость; заболеваемость по отдельным нозологическим формам, определены группы здоровья.

Кроме этого, режим дня школьников, расписание уроков с учетом ранговой шкалы трудностей и его соответствие гигиеническим требованиям. Изучалась внешкольная занятость учащихся путем проведения опроса.

Уровень охвата школьников медицинскими осмотрами составил 100% во всех классах.

При сравнительной оценке уровня заболеваемости учащихся девятых и одиннадцатых классов наблюдается рост заболеваемости в одиннадцатых классах по сравнению с девятыми классами. Если в девятых классах учащиеся с первой группой здоровья составляют: общеобразовательная школа - 17%, математические классы школы - гимназии 8%, медицинские классы школы лицея - 21%, гуманитарные классы школы - гимназии - 12,3%, то в одиннадцатых классах этих школ всего 5 - 10%.

Первое место по частоте встречаемости занимает патологии органов зрения (от 9% до 24%). Почти 99% среди заболеваний органов зрения - миопия. На втором месте по частоте - патология органов дыхания, 90% которой составляет хронический тонзиллит. На третьем месте - патология опорно - двигательного аппарата, где также 90% составляют сколиоз и другие нарушения осанки. Четвертое место по частоте занимает вегето - сосудистая дистония. На пятом месте - патология желудочно - кишечного тракта.

При сравнительной оценке уровня заболеваемости среди учащихся общеобразовательных и специализированных школ обращает на себя внимание то факт, что если в девятых классах всех школ по уровню заболеваемости положение примерно одинаковое, то в одиннадцатых классах наблюдается рост заболеваемости преимущественно в большей степени в специализированных школах. Так, патология органа зрения в общеобразовательной школе в одиннадцатых классах в 1,3 раза выше по сравнению с девятыми классами. В медицинских классах лицея она возросла в четыре раза, в математических и гуманитарных классах гимназий - в два раза.

Патология органов дыхания в общеобразовательной школе в одиннадцатых классах в два раза ниже по сравнению с девятыми классами той же школы. В медицинских классах лицея наблюдалось увеличение данной патологии в 1,2 раза, в гуманитарных классах гимназии - увеличение частоты органов дыхания в 2,8 раза по сравнению с девятыми классами. Увеличилось число заболеваний опорно - двигательного аппарата в четыре раза в медицинских классах лицея (в основном нарушений осанки) и в гуманитарных классах гимназии. Во всех специализированных школах наблюдался в одиннадцатых классах рост числа учащихся, страдающих вегето - сосудистой дистонией, в среднем в три раза.

При изучении степени внешкольной занятости получены следующие данные: на первом месте по степени занятости учащиеся медицинских классов лицея (примерно 8 - 10 часов в неделю). Интересен тот факт, что у учащихся специализированных школ основное время внешкольной занятости приходится на занятия специальными предметами, посещение факультативов, элективов, занятий с репетиторами. А учащиеся общеобразовательной школы это время используют преимущественно для занятий спортом, музыкой, посещений различных клубов и т.д.

Таким образом, интенсивная организация учебно - воспитательного процесса предъявляет повышенные требования к организму подростка. Речь идет прежде всего о функции центральной нервной системы, зрительном и слуховом анализаторах, опорно - двигательном аппарате. Устранение неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся требуют постоянных совместных действий со стороны педагогов и врачей разных специальностей, родителей, направленных на сохранение и здоровье учащихся.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.В., Чекрыгина А.В. ИНТЕНСИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 62-63;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22076 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674