Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОГРАММИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА

Калмыков Ю.В. Кузнецова Е.Е.
Внедрение информационных технологий во все сферы инженерной деятельности заставляют взглянуть по-новому на структуру образования современного инженера и, в частности, на роль и место дисциплин, определяющих сущность и уровень подготовки в области информационных технологий.

Продиктованные необходимостью уровень компетенции и практические навыки инженерного образования переходного периода не соответствует динамике развития современных производств и требуют коренного пересмотра, как целей, так и методов их достижения в условиях рыночной экономики. Работодателю нужен специалист не только в своей области, но и в сфере примыкающей к основному роду деятельности. Если иметь в виду, что на современном этапе непременной составляющей любого производства является его информационное обеспечение, то обязательным условием и критерием профессиональной состоятельности инженера становится его компьютерная грамотность в более глубоком чем раньше смысле слова. Сейчас уже недостаточно владеть навыками работы на компьютере в рамках решения стандартных задач проектирования и управления, т.к. ощутимый рост технико-экономических показателей можно получить лишь за счет внедрения оригинальных приемов и методик, значительная часть которых ориентирована на совершенствование программного обеспечения технологической и организационной составляющих производства.

Умение прогнозировать и программировать поведенческие тенденции применительно к своей области хозяйственной деятельности, оценивать результативность используемых алгоритмов и надежность достижения цели являются сейчас, в сущности, основными критериями профессионализма инженера. В значительной мере достижению соответствующей квалификации способствует продуманная методически и реализованная на современной основе программистская подготовка будущего инженера.

Правильный выбор языка программирования является необходимой предпосылкой для создания прочного программистского фундамента инженера и особенно инженера по компьютерным технологиям. Большинство вузов делают выбор в пользу Си/Си++ и Ассемблера, но есть и нередкие исключения, когда в учебные планы и рабочие программы включают изучение языка Паскаль, а то и Бейсик. Мотивировка такого решения, как правило, одинакова и состоит в простоте их изучения и якобы в большей приспособленности к приобретению навыков программирования. Такая аргументация, однако, не только неверна, но и вредна. В дальнейшем привычка размышлять в духе языка Паскаль сослужит плохую службу нынешнему студенту при необходимости овладения современными концепциями программирования, основу которых, как правило, составляют идеи языков С/С++ и Ассемблер.

Опыт показывает, что приобретение необходимых практических навыков в сравнительно короткие сроки в объеме бюджета времени, отведенного на освоение основ программирования на первом курсе возможно лишь при овладении набором типовых средств и решений. Подбор этих средств, исходя из круга задач, решаемых специалистами данной отрасли и анализ типовых решений, позволяет создать необходимую базу для реализации принципа непрерывной программистской подготовки будущего специалиста.

Непрерывная программистская подготовка требует четкого планирования учебного процесса применительно к комплексу дисциплин специализации. Курсовые проекты и работы, лабораторные и практические занятия должны в обязательном порядке содержать элементы программного кода, необходимого для решения какой-либо частной задачи изучаемой дисциплины. Определение круга таких задач, их формулировка, глубина проработки и выбор программных средств их реализации применительно к данной предметной области составляют методическую основу непрерывной программистской подготовки.

Нередко спектр специальных дисциплин распределен по нескольким кафедрам, программистская подготовка сотрудников которых может значительно различаться как по уровню, так и по представлениям о целях и задачах программистской составляющей образования инженера данной специальности. По этой причине приходится создавать специальную комиссию, регулирующую баланс мнений и интересов кафедр исходя из разумности, необходимости и достаточности выбранного варианта решений.

Как известно, изучение специальных дисциплин основано на предварительном освоении общетеоретических и общеинженерных дисциплин. Программистская подготовка исключением здесь не является. Недостаточный багаж знаний, полученный, например, по физике и математике может в дальнейшем служить серьезным препятствием при разработке программного кода, описывающего поведение объекта автоматизации при изменении параметров технологического процесса. Так, будущим инженерам специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» и близких к этому специализаций необходимо постоянно подчеркивать связь характера хода технологического процесса с аппаратными и программными средствами управления им. Основная цель такого подхода - формирование образа мышления в категориях, содержание которых позволяет описать объект исследования во всем многообразии значимых факторов, четко сформулировать цель и определить граничные условия практического применения полученных результатов.

Современные инженеры - это не только вчерашние выпускники вуза, но и те, кто закончили курс обучения десять, двадцать и более лет назад, когда структура производства была относительно проста, а темпы его оснащения средствами вычислительной техники были минимальны. Резкий подъем уровня требований к компьютерной и, в частности, к программистской подготовке проектировщиков и производственников в условиях рынка и конкуренции поставил таких людей в сложное положение, побуждая их повышать квалификацию в области компьютерных технологий в условиях дефицита времени, а часто и средств. Поэтому постоянно действующие подразделения, ориентированные на работу в этом направлении становятся обычным явлением в структуре вузов. Методические аспекты переподготовки специалистов изучены слабо, в значительной степени зависят от уровня их остаточных знаний и возможностей вуза осуществлять такую переподготовку на базе имеющихся технических средств и преподавательских кадров. По-видимому, отраслевые центры могут более эффективно вести эту работу, если нет необходимости в реставрации и пополнении базовых знаний.

Задача удвоения ВВП предполагает соответствующее увеличение уровня подготовки специалистов в области информационного обеспечения и, в частности, их программистской подготовки. Положительный результат предпринятых в этом направлении усилий и потраченных средств объективно предопределен требованиями современного производства.


Библиографическая ссылка

Калмыков Ю.В., Кузнецова Е.Е. ПРОГРАММИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 55-56;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22066 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674