В качестве измерительных средств контроля знаний в педагогических исследованиях чаще всего используются данные, полученные в результате статистических обработок контрольных измерительных материалов, результатов тестирования, анкетирования.
В педагогической практике рассматривается 4 уровня обученности: исходный (фундамент профессионального обучения, определяемый при входном контроле), репродуктивный (при котором обучающийся в состоянии перенять у педагога знания, умения и навыки на уровне «делай как я»), продуктивный (предполагающий умение самостоятельно решать нестандартные задачи), и творческий (констатирующий творческие начала у обучающегося). Каждый уровень обученности коррелируется с оценкой успеваемости. В количественном плане первому уровню соответствовует оценка 2, второму - 3, третьему - 4, четвёртому - 5. Поэтому уровневые показатели при исследованиях приравниваются к оценочным в баллах («неудовлетворитльно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично»).
Рассмотрим формализованную технологию педагогического эксперимента. Пусть для анализа эффективности новой педагогической технологии по сравнению с традиционной были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. На стадии констатирующего эксперимента обе группы обучались по традиционной технологии, на стадии формирующего эксперимента контрольная группа продолжала обучение по традиционной технологии, а экспериментальная группа - по новой педагогической технологии. На стадии констатирующего эксперимента методами статистической проверки статистических гипотез была установлена качественная однородность обеих групп. Конкретное выражение этих показателей дано в таблице 1.
Таблица 1. Распределение студентов по уровням обученности при констатирующем эксперименте
Уровень обученности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
количество |
% |
Количество |
% |
|
1. Исходный |
42 |
84,00 |
40 |
80,00 |
2.Репродуктивный |
6 |
12,00 |
9 |
18,00 |
3. Продуктивный |
2 |
4,00 |
1 |
2,00 |
4. Творческий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого студентов |
50 |
50 |
Распределение индивидуальных способностей среднее и достаточно однородное.
Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2. Распределение студентов по уровням обученности при формирующем эксперименте
Уровень подготовки |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Исходный |
18 |
36,00 |
12 |
24,00 |
Дедуктивный |
20 |
40,00 |
21 |
42,00 |
Продуктивный |
12 |
24,00 |
16 |
32,00 |
Творческий |
0 |
0 |
1 |
2,00 |
Всего студентов |
50 |
50 |
Средневзвешенный показатель качества обучения для контрольной группы Кк определён как сумма произведений количеств студентов на соответствующий уровень при констатирующем эксперименте Ак (1х42+2х6+3х2+4х0=60), взятая со знаком минус (-60), плюс аналогичная сумма при формирующем эксперименте Аф, отнесённая к Ак, т.е.
Кк = (Аф - Ак)/Ак = (94 - 60)/60 = 0,57.
Предложенный показатель трактуется как отношение разности средневзвешенных показателей к начальному (базовому) средневзвешенному показателю, то есть как относительный средневзвешенный показатель уровня подготовки.
Аналогичный показатель для экспериментальной группы будет
Кэ = (Вф - Вк)/Вк = (106 - 61)/61 = 0,74.
Относительный средневзвешенный показатель
К = (Кэ - Кк)/Кк = (0,74 - 0,57)/0,57 = 0,30 (30%)
характеризует возрастание качества обучения на 30%.
Качество обучения в этом случае связывается с уровнем обученности.
Как видим формирующий эксперимент показал сдвиг качества обучения в сторону повышения на 30%.
Таким образом данный показатель можно также считать важным элементом критериальной базы педагогических исследований.
Библиографическая ссылка
Берднова Е.В. ЭЛЕМЕНТЫ КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5. – С. 45-46;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21952 (дата обращения: 21.11.2024).