Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭЛЕМЕНТЫ КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Берднова Е.В.
Важным фактором достижения новых качественных изменений в педагогике являются количественные показатели. На это обращал внимание ещё Я.А. Каменский в «Дидахографии» «...Сущность наших пожеланий: дидактическое искусство должно достигать точности и изящества типографского искусства...», то есть в современном понимании «математической точности».

В качестве измерительных средств контроля знаний в педагогических исследованиях чаще всего используются данные, полученные в результате статистических обработок контрольных измерительных материалов, результатов тестирования, анкетирования.

В педагогической практике рассматривается 4 уровня обученности: исходный (фундамент профессионального обучения, определяемый при входном контроле), репродуктивный (при котором обучающийся в состоянии перенять у педагога знания, умения и навыки на уровне «делай как я»), продуктивный (предполагающий умение самостоятельно решать нестандартные задачи), и творческий (констатирующий творческие начала у обучающегося). Каждый уровень обученности коррелируется с оценкой успеваемости. В количественном плане первому уровню соответствовует оценка 2, второму - 3, третьему - 4, четвёртому - 5. Поэтому уровневые показатели при исследованиях приравниваются к оценочным в баллах («неудовлетворитльно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично»).

 Рассмотрим формализованную технологию педагогического эксперимента. Пусть для анализа эффективности новой педагогической технологии по сравнению с традиционной были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. На стадии констатирующего эксперимента обе группы обучались по традиционной технологии, на стадии формирующего эксперимента контрольная группа продолжала обучение по традиционной технологии, а экспериментальная группа - по новой педагогической технологии. На стадии констатирующего эксперимента методами статистической проверки статистических гипотез была установлена качественная однородность обеих групп. Конкретное выражение этих показателей дано в таблице 1.

Таблица 1. Распределение студентов по уровням обученности при констатирующем эксперименте

Уровень обученности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

количество

%

Количество

%

1. Исходный

42

84,00

40

80,00

2.Репродуктивный

6

12,00

9

18,00

3. Продуктивный

2

4,00

1

2,00

4. Творческий

0

0

0

0

Итого студентов

50

50

Распределение индивидуальных способностей среднее и достаточно однородное.

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2. Распределение студентов по уровням обученности при формирующем эксперименте

Уровень подготовки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество

%

Количество

%

Исходный

18

36,00

12

24,00

Дедуктивный

20

40,00

21

42,00

Продуктивный

12

24,00

16

32,00

Творческий

0

0

1

2,00

Всего студентов

50

50

Средневзвешенный показатель качества обучения для контрольной группы Кк определён как сумма произведений количеств студентов на соответствующий уровень при констатирующем эксперименте Ак (1х42+2х6+3х2+4х0=60), взятая со знаком минус (-60), плюс аналогичная сумма при формирующем эксперименте Аф, отнесённая к Ак, т.е.

Кк = (Аф - Ак)/Ак = (94 - 60)/60 = 0,57.

Предложенный показатель трактуется как отношение разности средневзвешенных показателей к начальному (базовому) средневзвешенному показателю, то есть как относительный средневзвешенный показатель уровня подготовки.

Аналогичный показатель для экспериментальной группы будет

Кэ = (Вф - Вк)/Вк = (106 - 61)/61 = 0,74.

Относительный средневзвешенный показатель

К = (Кэ - Кк)/Кк = (0,74 - 0,57)/0,57 = 0,30 (30%)

характеризует возрастание качества обучения на 30%.

Качество обучения в этом случае связывается с уровнем обученности.

Как видим формирующий эксперимент показал сдвиг качества обучения в сторону повышения на 30%.

Таким образом данный показатель можно также считать важным элементом критериальной базы педагогических исследований.


Библиографическая ссылка

Берднова Е.В. ЭЛЕМЕНТЫ КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5. – С. 45-46;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21952 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674