Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Базайкина Т.В. Кундозерова Л.И. Милинис С.М.
В настоящее время детская и подростковая преступность в России приобрела огромные размеры, угрожая национальной безопасности. На рубеже XX-XXI вв. преступность значительно помолодела. Это связано с расслоением общества, ростом бездуховности, обездоленности детства, отсутствием личностно ориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию человека.

В России каждый 5-ый несовершеннолетний осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый 4-ый - за грабеж, разбой или изнасилование. С каждым годом возрастает число беспризорных. Сегодня в России их 4 миллиона, на счету 30 тысяч преступлений 1 год.

В Кузбассе бьют тревогу. Детей и подростков, с которым жестоко обращаются в семьях, становится все больше. Только за последние два года жертвами насилия стали свыше двух тысяч ребятишек. В прошлом году ГУВД Кемеровской области опубликовал такие цифры: зафиксировано 166 случаев умышленных истязаний и избиений детей, 139 фактов угрозы убийства, 47 изнасилований, 202 случая вовлечения в преступную или антиобщественную деятельность, 58 насильственных действий сексуального характера. Сегодня Кемеровская область лидирует не по доходам населения, а по числу сиротских приютов. Пьянство и насилие в семье толкают детей и подростков на улицу. Испытав на себе жестокое обращение со стороны взрослых, они начинают мстить обществу. Как показывает жизнь, в Кузбассе увеличилось количество совершенных детьми и подростками умышленных убийств на 8,3%, число особо тяжких преступлений возросло на 25% и на 31% - разбойных нападений.

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних требует неотложной разработки и применения специальных мер предупредительного характера, способных не только сдержать, но и переломить сложившуюся ситуацию путем вовлечения в эту деятельность всех профилактических звеньев, поиска их решения, на правовом, социальном, медицинском, психологическом, трудовом уровнях. Эффективное предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних возможно лишь на основе научного подхода, применения в практической деятельности новейших теоретических разработок и открытий из разных областей знаний, включая общую и пенитенциарную педагогику.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться воздействием только на одного несовершеннолетнего. Она должна осуществляться параллельно с воспитанием его семьи, ориентироваться на установление воспитательного взаимодействия с ней и координацию совместных усилий в воздействии на личность. Семья при содействии других институтов социалзации либо закрепляет успех воспитательно-профессиональной деятельности, либо сводит эти усилия на нет или остается безучастной к такому воздействию.

С возрастом влияние семьи на ребенка заметно уменьшается: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальной группы обучающихся. Задача школы - выработать высокие нравственные принципы в характере подростка. Формальное отношение к подростку без учета его психологии приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате чего подросток предпочитает компании за ее пределами.

Развитие личности - целостный процесс формирования ее духовного облика, сознания и поведения, ее нравственности и эстетических вкусов, системы отношений к труду, людям и т.д. Отражением ее является принцип комплексности педагогический воздействий. Для профилактики девиантного поведения несовершеннолетним необходима система, рассчитанная на целостное формирование личности путем комплексного всестороннего воздействия на них.

В этой связи возрастает роль образования, которое должно стать важным средством обретения самосознания личностью.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой девиантного поведения актуальны такие аспекты школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей и профилактика переутомления, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента.

В связи с тем, что проблема девиантного поведения связана с искажением таких важных личностных черт, как самостоятельность, независимость, ответственность, выбор имеет смысл уделить серьезное внимание созданию такого образовательного пространства, в котором учащиеся могли бы реализовать свои права, потребности, актуализировать данные от природы стратегии познания, использовать творческий потенциал, учиться брать на себя ответственность за свою жизнь.

Системно организованная профилактика девиантного поведения школьников невозможна без участия средств массовой информации. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание.

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе, подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал. В связи с этим очень важно, какие образцы бытового поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль играет система психологической и социально-педагогической поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении возникающих потребностей.

Организация и эффективность социально-воспитательной деятельности с подростками напрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время - неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

При педагогизации социальной среды оптимальное взаимодействие дезадаптированных подростков и социума успешнее формирует их социальное и профессиональное самоопределение.

Рассматривая социально-воспитательный процесс как единство подсистем обучения основам профессионального образования и внеучебной воспитательной работы, мы считаем, что такое единство будет обеспечено общностью их главных функций: образовательных, воспитательных, профессиональных, психологического развития, творческих, оздоровительных.


Библиографическая ссылка

Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5. – С. 44-45;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21951 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674