Основными требованиями к организации системы спецкурсов по единой проблеме мы выделяем: научность, единство учебной и исследовательской работы студентов, преемственность и взаимосвязь тем и содержания спецкурсов в рамках единой проблемы, индивидуально-дифференцированный подход к организации учебно - научно - исследовательской деятельности студентов. Основными задачами системы спецкурсов являются: привитие навыков самостоятельного овладения студентами процессом познания, средствами и приемами педагогического исследования.
Технологию обучения в системе спецкурсов по единой проблеме мы связываем с реализацией личностно-деятельностного подхода с акцентом на интерактивных методах обучения исследовательского характера, а поэтапное овладение методикой педагогического исследования с переходом студентов с одного курса на другой. В качестве результата подготовки будущих учителей - исследователей через систему спецкурсов по единой проблеме, в качестве критерия готовности студентов к исследовательской деятельности мы выдвигаем педагогическую исследовательскую компетентность и рассматриваем ее как сложное педагогическое явление, характеризующееся совокупностью трех функциональных компонентов (педагогического мониторинга, педагогической рефлексии, педагогической фасилитации) и проявляющееся в конкретных знаниях, умениях, основанных на положительной мотивации к исследовательской деятельности. При этом нами определены показатели каждого из компонентов, по которым можно судить о сформированности педагогической исследовательской компетентности (рис. 1).
Таблица1. Система спецкурсов по единой проблеме проходит в своем развитии ряд этапов
Этап |
Курс |
Название спецкурса |
Подготовительный |
1 |
1. Методы педагогического исследования. (Педагогический процесс в школе глазами студента-исследователя) |
2 |
2. Система методов педагогического исследования (Студент-исследователь о театральной педагогике). |
|
Основной |
3 |
3. Процесс педагогического исследования (Информационно-нацеливающий курс) |
4 |
4. Процесс педагогического исследования (Организационно-аналитический курс) |
|
Завершающий |
5 |
5. Студент-исследователь - педагогу-практику (Дипломная работа как результат педагогического исследования) |
Рисунок 1. Модель исследовательской компетентности учителя
Подготовительный этап (1,2 курсы) осуществлялся в условиях адаптации студентов к новой форме обучения в системе спецкурсов, приспособлением к новому для них коллективу (группы спецкурса), становлением корректных деловых и личных контактов с людьми (преподавателями образовательных учреждений, учителями школ, учащимися), развитием представлений о системе учебно - научно-исследовательской работы, развитием научно-познавательных интересов и мотивации одновременно с формированием первоначальных исследовательских умений.
Основной этап (3,4 курсы) является логическим продолжением подготовительного этапа и находит свою реализацию в практическом овладении процедурой научного исследования на основе моделирования данного процесса в искусственно созданных условиях (3 курс), а затем на основе организации педагогического исследования в реальных условиях образовательного учреждения (4курс).
Завершающий этап (5 курс) связан с оформлением и защитой дипломной работы по теме исследования. При этом научно-исследовательские разработки студентов носят реальный характер, представляют практическую ценность.
Технология организации системы спецкурсов предполагает следующие формы работы со студентами: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия в различных учебных заведениях, самостоятельное изучение научно-педагогической литературы, написание творческих работ.
Обобщенный алгоритм проведения спецкурсов по единой проблеме включает следующие шаги:
- Формулирование исследовательского задания (определение области исследования) на вводно-установочном занятии.
- Знакомство с особенностями работы базовых образовательных учреждений.
- Самостоятельное изучение литературы по теме исследования, педагогического опыта в практике образовательного учреждения.
- Самостоятельная разработка программ выполнения исследовательского задания (проектирование хода педагогического исследования).
- Коллективное обсуждение, корректировка программ выполнения исследовательского задания (педагогического исследования).
- Проведение опытно-экспериментальной работы в базовом образовательном учреждении по реализации программ выполнения исследовательского задания (педагогического исследования).
- Самостоятельный анализ полученных данных.
- Коллективное обсуждение полученных данных, составление педагогических выводов, разработка педагогических рекомендаций.
- Написание и защита творческих работ.
Опытно-экспериментальная работа показала, что основным условием успешного формирования научно-исследовательской компетентности будущего учителя является педагогический мониторинг данного процесса.
Объектом педагогического мониторинга в нашем исследовании явились результаты формирования научно-исследовательской компетентности в соответствии с показателями представленной модели и средства, которые использовались для их достижения. С целью выявления индивидуальной динамики уровня формирования научно-исследовательской компетентности, на каждого студента заполнялась специально разработанная карта мониторинга.
Оптимальным вариантом конструирования процесса формирования научно-исследовательской компетентности студентов - будущих учителей-исследователей, осуществляемого нами через систему спецкурсов по единой проблеме «Современный учитель - учитель-исследователь» является следующая организационная парадигма:
Апробация метода педагогического исследования
|
→ |
Апробация комплекса методов педагогического исследования
|
→
|
Моделирование процесса педагогического исследования в искусственных условиях
|
→
|
|||
|
||||||||
→
|
Апробация модели педагогического исследования в естественных условиях |
→ |
Подготовка и защита результатов педагогического исследования |
Существенной особенностью проведения спецкурсов является последовательность и глубина включения студентов в исследовательский процесс, наличие «ведущего методического звена» на каждом из восходящих этапов цепочки существует. Совокупность этапов составляет единство восхождения от незнания к знанию, от простого к сложному, от низкого уровня к более высокому.
Библиографическая ссылка
Набиева Е.В. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СПЕЦКУРСОВ ПО ЕДИНОЙ ПРОБЛЕМЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 4. – С. 69-71;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21902 (дата обращения: 26.12.2024).