Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СПЕЦКУРСОВ ПО ЕДИНОЙ ПРОБЛЕМЕ

Набиева Е.В.
Систему спецкурсов по единой проблеме мы рассматриваем как совокупность организационных структур учебной, научно-исследовательской деятельности, направленных на углубленное изучение студентами одной из педагогических проблем на протяжении всех пяти лет обучения в вузе, способствующих ранней специализации, становлению и дальнейшему совершенствованию профессиональных научных знаний, умений и навыков, «ведущих» студента к будущей профессиональной деятельности и являющихся базой формирования профессионального мастерства. Целью системы спецкурсов по единой проблеме «Современный учитель - учитель-исследователь» является формирование исследовательской компетентности будущего учителя, что предполагает выработку у студентов мотивированной потребности исследования педагогического процесса и умения влиять на развитие личности, основываясь на результатах собственных исследований.

Основными требованиями к организации системы спецкурсов по единой проблеме мы выделяем: научность, единство учебной и исследовательской работы студентов, преемственность и взаимосвязь тем и содержания спецкурсов в рамках единой проблемы, индивидуально-дифференцированный подход к организации учебно - научно - исследовательской деятельности студентов. Основными задачами системы спецкурсов являются: привитие навыков самостоятельного овладения студентами процессом познания, средствами и приемами педагогического исследования.

Технологию обучения в системе спецкурсов по единой проблеме мы связываем с реализацией личностно-деятельностного подхода с акцентом на интерактивных методах обучения исследовательского характера, а поэтапное овладение методикой педагогического исследования с переходом студентов с одного курса на другой. В качестве результата подготовки будущих учителей - исследователей через систему спецкурсов по единой проблеме, в качестве критерия готовности студентов к исследовательской деятельности мы выдвигаем педагогическую исследовательскую компетентность и рассматриваем ее как сложное педагогическое явление, характеризующееся совокупностью трех функциональных компонентов (педагогического мониторинга, педагогической рефлексии, педагогической фасилитации) и проявляющееся в конкретных знаниях, умениях, основанных на положительной мотивации к исследовательской деятельности. При этом нами определены показатели каждого из компонентов, по которым можно судить о сформированности педагогической исследовательской компетентности (рис. 1).

Таблица1. Система спецкурсов по единой проблеме проходит в своем развитии ряд этапов

Этап

Курс

Название спецкурса

Подготовительный

1

1. Методы педагогического исследования.

(Педагогический процесс в школе глазами студента-исследователя)

2

2. Система методов педагогического исследования

(Студент-исследователь о театральной педагогике).

Основной

3

3. Процесс педагогического исследования

(Информационно-нацеливающий курс)

4

4. Процесс педагогического исследования

(Организационно-аналитический курс)

Завершающий

5

5. Студент-исследователь - педагогу-практику

(Дипломная работа как результат педагогического исследования)

 

Рисунок 1. Модель исследовательской компетентности учителя

Подготовительный этап (1,2 курсы) осуществлялся в условиях адаптации студентов к новой форме обучения в системе спецкурсов, приспособлением к новому для них коллективу (группы спецкурса), становлением корректных деловых и личных контактов с людьми (преподавателями образовательных учреждений, учителями школ, учащимися), развитием представлений о системе учебно - научно-исследовательской работы, развитием научно-познавательных интересов и мотивации одновременно с формированием первоначальных исследовательских умений.

Основной этап (3,4 курсы) является логическим продолжением подготовительного этапа и находит свою реализацию в практическом овладении процедурой научного исследования на основе моделирования данного процесса в искусственно созданных условиях (3 курс), а затем на основе организации педагогического исследования в реальных условиях образовательного учреждения (4курс).

Завершающий этап (5 курс) связан с оформлением и защитой дипломной работы по теме исследования. При этом научно-исследовательские разработки студентов носят реальный характер, представляют практическую ценность.

Технология организации системы спецкурсов предполагает следующие формы работы со студентами: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия в различных учебных заведениях, самостоятельное изучение научно-педагогической литературы, написание творческих работ.

Обобщенный алгоритм проведения спецкурсов по единой проблеме включает следующие шаги:

  1. Формулирование исследовательского задания (определение области исследования) на вводно-установочном занятии.
  2. Знакомство с особенностями работы базовых образовательных учреждений.
  3. Самостоятельное изучение литературы по теме исследования, педагогического опыта в практике образовательного учреждения.
  4. Самостоятельная разработка программ выполнения исследовательского задания (проектирование хода педагогического исследования).
  5. Коллективное обсуждение, корректировка программ выполнения исследовательского задания (педагогического исследования).
  6. Проведение опытно-экспериментальной работы в базовом образовательном учреждении по реализации программ выполнения исследовательского задания (педагогического исследования).
  7. Самостоятельный анализ полученных данных.
  8. Коллективное обсуждение полученных данных, составление педагогических выводов, разработка педагогических рекомендаций.
  9. Написание и защита творческих работ.

Опытно-экспериментальная работа показала, что основным условием успешного формирования научно-исследовательской компетентности будущего учителя является педагогический мониторинг данного процесса.

Объектом педагогического мониторинга в нашем исследовании явились результаты формирования научно-исследовательской компетентности в соответствии с показателями представленной модели и средства, которые использовались для их достижения. С целью выявления индивидуальной динамики уровня формирования научно-исследовательской компетентности, на каждого студента заполнялась специально разработанная карта мониторинга.

Оптимальным вариантом конструирования процесса формирования научно-исследовательской компетентности студентов - будущих учителей-исследователей, осуществляемого нами через систему спецкурсов по единой проблеме «Современный учитель - учитель-исследователь» является следующая организационная парадигма:

Апробация метода педагогического исследования

 

 

Апробация комплекса методов педагогического исследования

 

 

 

Моделирование процесса педагогического исследования в искусственных условиях

 

 

 

 

 

 

Апробация модели педагогического исследования в естественных условиях

 

Подготовка и защита результатов педагогического исследования

Существенной особенностью проведения спецкурсов является последовательность и глубина включения студентов в исследовательский процесс, наличие «ведущего методического звена» на каждом из восходящих этапов цепочки существует. Совокупность этапов составляет единство восхождения от незнания к знанию, от простого к сложному, от низкого уровня к более высокому.


Библиографическая ссылка

Набиева Е.В. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СПЕЦКУРСОВ ПО ЕДИНОЙ ПРОБЛЕМЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 4. – С. 69-71;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21902 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674