В последние 15-20 лет, в связи с развитием ультразвуковых методов исследования головного мозга плода и новорождённого, внимание акушеров и неонатологов привлекает феномен перивентрикулярной лейкомаляции (ПВЛ), морфологически представляющий собой локальный или распространённый некроз перивентрикулярного белого вещества, преимущественно в области верхненаружных отделов боковых желудочков (Л.В.Казьмина,1992; R.Bejar et al.,1986).
Уже первые описания ПВЛ связали этот феномен с преждевременными родами и малой массой новорождённого, а также с гестационной незрелостью и связанное с ней перинатальное неблагополучие.
Обнаружено, что выраженные и относительно однотипные структурные изменения перивентрикулярной области имеются не только при различных формах ДЦП, но и у детей с клиническими признаками минимальной мозговой недостаточности с пограничными статокинетическими и психоречевыми отклонениями.
С периода новорождённости из-за двигательных отклонений или нарушенного восприятия прерывается процесс обучения и развития мозга или происходит с отставанием (Á.Péter,1984).
В нашем Центре мы применяем метод кондуктивной педагогики у недоношенных и детей с гестационной незрелостью, при наличии ПВЛ, с первых месяцев их жизни под контролем электроэнцефалографии и нейросонографии. Оценивается клинический статус, устанавливался трансактный диагноз (S.Meiself et al.,1991).
Метод кондуктивной педагогики (Conductive Education) основан на индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом всех особенностей его заболевания, развития и воспитания, отталкивается от сохранных функций организма в целом (A.Peto, M.Häri,1992).
Проведен анализ ЭЭГ у детей, родившихся недоношенными или с признаками нейрофизиологической незрелости. Разработаны клинико-электроэнцефалографические критерии диагностики основных симптомов перинатальных поражений головного мозга у детей представленных групп.
На ЭЭГ у детей, регулярно занимающихся по методу кондуктивной педагогики, отмечается повышение кросскорреляций амплитудных значений в межлобных, лобно-височных, лобно-теменых и лобно-затылочных, а также височно-теменных, височно-затылочных и межвисочных и теменно-затылочных зонах по сравнению с детьми, получающих лечение по «классической» схеме. Нами также разработаны ЭЭГ-паттерны отдельных, наиболее важных, симптомов перинатальных поражений головного мозга гипоксического генеза.
Данный подход в течение двух лет, по нашим данным, приводит к уменьшению сроков абилитации на 29,4% у недоношенных и детей с нейрофизиологической незрелостью, происходит более быстрое «выравнивание» в развитии со здоровыми сверстниками аналогичного гестационного возраста. Дальнейшие наблюдения отмечают адекватное психомоторное развитие, подтверждаемое ЭЭГ-картированием и клиническими наблюдениями.
Таким образом, применение метода кондуктивной педагогики у недоношенных и детей с нейрофизиологической незрелостью может быть рекомендовано для более широкого применения в абилитационной практике детей раннего возраста.
Библиографическая ссылка
Дудник П.В. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЛЕЧЕНИИ НЕДОНОШЕННЫХ И ДЕТЕЙ С НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТЬЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 4. – С. 32-32;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21864 (дата обращения: 12.12.2024).